Эссе о детских, и не очень детских, страхах
Не проходите мимо детских страхов и растите здоровых, а самое главное – счастливых детей.
За долгую врачебную деятельность я все больше и больше убеждаюсь, что восемьдесят процентов моих пациентов не нуждалось бы в моей помощи, если бы в их детстве родители садились на край их детской постели и говорили обо всем, что случилось за день, сколько интересного и удивительного их ожидало в этом прекрасном, волнующем мире. И взрослые люди могли позволить своей дочурке или сынишке рассказать как плохие, так и хорошие новости, так как дети – хорошие наблюдатели, но плохие рассказчики. Они будут пересказывать сказанное людьми и смотреть на свои проблемы так, как их определяют другие люди.
Ваши дети не нуждаются в постоянном контроле, в вашем неусыпном внимании, но короткие периоды близости, когда они знают, что находятся в безопасности, и могут вам довериться, являются жизненно важными. Расспрашивая своих детей о происходящем и произошедшем, родители помогают заново истолковать события с позиции любящего взрослого и, возможно, изменить неправильно сделанные заключения.
Дети часто по ночам страдают бессонницей, корчатся от страха, терзаясь мыслями о том, что сделали что-то плохое. Однако эти ложные мысли, страхи исчезали, когда кто-нибудь из взрослых убеждал в обратном. Очень часто детские страхи могут быть настолько нелепыми, что бывают совершенно оторванными от реальности, и порой очень сложно докопаться до истинных причин происходящего.
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления в нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль, но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека: он становится в себе неуверенным, а временами его может даже разбить эмоциональный паралич, вызывающий чувство одиночества, крайней беспомощности.
Подавляющее большинство страхов в той или иной мере обусловлены возрастными особенностями, имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их возникновения, чаще всего исчезают бесследно самостоятельно. В ином случае проблема начинает усугубляться и нарастает как снежный ком. Если проблемы болезненно заострены или сохраняется их длительное присутствие, то это служит признаком большого неблагополучия у ребенка и говорит о нервной слабости у ребенка, неправильном воспитании, неправильном поведении взрослых, незнании ими психических и возрастных особенностей их детей, а скорее всего и о наличии у них самих неосознанных страхов, конфликтных отношений в семье.
К сожалению, страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг – предупредить саму возможность их возникновения и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или наоборот – чрезмерной опекой, а то и просто невнимательностью, ссылкой на вечную занятость, за которой ребенок становится просто невидим, а между тем именно страх очень часто играет ключевую роль в возникновении самых разнообразных заболеваний, которые приходится лечить долгие годы, и порой уже не всегда так успешно, как хотелось бы.
Еще и еще раз хочу обратить внимание родителей на казалось бы безобидные мимолетные страхи их детей: не оставляйте их без внимания, это крик ребенка о помощи, не откажите ему в этом, протяните руку помощи – и у вас и у ваших детей в дальнейшем, возможно, не будет многих и многих проблем. Не проходите мимо детских страхов и растите здоровых, а самое главное – счастливых детей.
От автора
Мои дорогие читатели, у меня появилась прекрасная возможность пообщаться с вами во время моей командировки в один из моих любимых городов, Москву, где когда-то я встретил человека, коренным образом изменившего мою жизнь, – моего Учителя Марка Евгеньевича Бурно, человека, одержимого идеей сделать людей счастливыми (подчеркиваю, не просто здоровыми, а именно счастливыми). Он всегда отмечал, что именно гедонистические (от греч. hedone – «наслаждение», «удовольствие») являются целью и смыслом человеческой жизни. Он любил саму жизнь и видел в психотерапии настоящее чудо, несущее радость и наслаждение людям. Он любил повторять один из постулатов психотерапии о горящей свече: светя другим, сгораю сам. Любил повторять, что когда-нибудь психотерапия перестанет быть черным хлебом для врача, а превратится в пирожное, когда доктор сможет не ограничивать себя временными рамками в бесконечном общении с пациентом.
Москва – прекрасный город, и мне посчастливилось быть здесь именно осенью и поговорить с вами об одном из самых сложных периодов человеческой жизни, когда череда вегетативных встрясок, артериальных кризов, обострений шейно-грудного остеохондроза, легкой меланхолии, хандры, синдрома хронической усталости, чего-то депрессивного накатывается на нас, и вы пишите о захлестнувших вас проблемах, неурядицах дома, нарастании конфликтных ситуаций на работе, бессонницах, головных болях, головокружениях, тошноте, изжоге и отрыжке, обострившихся колитах, запорах и, в конце концов, появившейся половой слабости, снижении потенции или пропаже оргазма, страшной тоске, что лето прошло, и много другое тревожит вас и беспокоит и не дает покоя вашей заблудшей душе. И за всем за этим мы с вами, добрые и хорошие родители, в общем-то, души не чаящие в своих крохах, часто пропускаем одну из самых важных тем, с которой в дальнейшем будем бороться долгие-долгие годы, – это детские страхи, и неважно, ночной ли это страх, или дневной.
Проникая в душу ребенка, они (страхи) видоизменяются, часто до неузнаваемости, превращаясь в настоящих монстров, ограничивая развитие ребенка, нарушая его коммуникационные способности, снижая успеваемость, превращая зачастую послушную милую малышку во что-то совсем не похожее и зачастую раздражающую нас вечными жалобами, капризами. А весь фокус заключается в том, что мы сами запустили этих монстриков в душу своего ребенка. Однажды отмахнувшись от его вечных почемучек, его стремления поделиться с нами своей радостью или наоборот своим горем.
Это нам взрослым кажутся проблемы нашего чада чем-то несерьезным и маловажным. Нам, таким умным и большим. И зачастую мы просто не можем себе представить, как нуждаются в нас наши дети именно в этот момент, именно здесь и сейчас. И я очень рад, что могу попробовать достучаться до вас хотя бы сейчас. Вы, БОЛЬШИЕ и СИЛЬНЫЕ ПАПЫ и МАМЫ, чуточку осознали, что ваши дети ждут от вас не кошечек и собачек или других подарков дорогих и не очень – ОНИ хотят вашего тепла, вашего понимания, и не тогда, когда у вас есть на это время, а когда им это нужно. И поверьте моему опыту, этим вы одарите своих детей самым бесценным даром – они будут теми гедонистами в душах, у которых не будет страха и всего того, что следует за ним.
Постараюсь возвращаться к этой теме еще не раз, учитывая большую значимость детских страхов в формировании большинства последующих заболеваний, которые приходится лечить уже у взрослых БОЛЬШИХ ЛЮДЕЙ.
С уважением, А.П.
Автор статьи врач-психотерапевт, суицидолог, сексопатолог Дыгало А.П.