Детский психиатр Елена Володенкова:"Любите и слушайте своих детей!"
Мы постоянно торопимся и все равно не успеваем. Работа - дом - домашние хлопоты. Вписывается ли ребенок в наш жизненый план, расписанный по минутам?
-- Елена Александровна, как родители реагируют на специализацию "детский психиатр", я знаю, что некоторые родители боятся обращаться к вам за помощью... --Сейчас уже много родителей, которые обращаются к нам за помощью самостоятельно, без направления от других специалистов, но еще остаются родители, которые с ужасом принимают слова педиатра о том, что ребенка следует показать детскому психиатру. Наша профессия интересная тем, что на пятьдесят процентов – это медицинская специальность, а остальные пятьдесят – это социальная сфера, потому что мы решаем вопросы общения, адаптации ребенка. Решаем проблемы того, как ребенку общаться в социуме. Это не только и не столько прием врача и назначение препаратов, иногда достаточно беседы. Как раз, когда мы говорим о психокоррекции, то здоровый образ жизни – это большая часть успешного лечения. Т.е. половина нашего труда – это лечение, и другая половина это коррекционные мероприятия. --Елена Александровна, насколько Ваша специализация востребована сейчас? -- Детские психиатры очень востребованы. Каждый год обращаемость растет на 12-15 процентов. --С чем приходят к Вам, с какими проблемами? --Конечно, проблемы самые разные, но у детей, в основном, пограничные состояния – задержка речевого развития, задержка интеллектуального развития, неврозоподобные состояния, нарушения поведения . Очень много обращаются с проблемами школьной успеваемости. -- Детей какого возраста приводят к Вам на прием? В основном, наверное, это подростки с проблемами пубертатного периода? -- Как раз подростки реже обращаются, чем дети, потому что у подростков старше 15 лет необходимо спрашивать разрешения, не против ли он, чтобы его осмотрел психиатр. В в силу своего подросткового негативизма, естественно, большинство говорят «нет». Подростки обращаются уже в случае серьезной патологии. Что касается детей, то раньше мы принимали только после трех лет, потому что тогда можно определить интеллектуальное развитие, сейчас обращаются и с полуторагодовалыми и двухгодовалыми детьми. Увеличивается количество детей с речевой патологией, причем с серьезной патологией, гораздо чаще. чем раньше ставим диагноз «алалия», т.е. когда ребенок совсем не разговаривает. К двум годам ребенок должен разговаривать фразами, и к трем годам он уже говорит как взрослый человек, к нам приходят трехлетние дети, которые не говорят вообще ничего, даже не произносят «мама». Причины могут быть разные, это может быть последствия пренатального поражения головного мозга, влияние вредных факторов во время беременности, в период, когда шли закладки, отвечающие за речь, родовые травмы. Так же причины могут появится и в постнатальный период – здесь очень важно то, сколько мы уделяем ребенку внимания. При нашем ритме жизни мы уже забыли, что ребенку нужно читать книжки, учить с ним стихи. К нам приходят дети, которые не знают ни одного четверостишья. Помните раньше все детки знали стихи Агнии Барто? Сейчас такого нет, потому что родители говорят «нам некогда их учить». Дети стали очень много смотреть телевизор. У нас же как происходит? Если мы находимся дома, то всегда включен телевизор, независимо от того находимся ли мы в этой комнате, смотрим мы его или нет, он включен всегда. Я считаю, что такое большое количество речевой патологии у детей все-таки связано с образом жизни семьи. --А современные мультфильмы как влияют на психику детей, ведь по картинке они гораздо интенсивнее, чем фильмы нашего детства, так называемый "клиповый" прием быстрой смены картинки? -- Мультфильмы – это восприятие, через которое дети познают окружающий мир, и формируется психика. Мультфильмы оказывают большое влияние на психику ребенка. Дети, по природе своей, более возбудимы, у них процессы возбуждения преобладают, по сравнению со взрослыми, благодаря этому они познают окружающий мир. За период детства нужно узнать очень много, то что мы познаем позже, по объему и значению гораздо меньше того, что мы узнаем в детстве. Все основные жизненные навыки, принципы мы приобретаем в период детства, поэтому, естественно, дети более возбудимы. Если мы показываем ребенку такие фильмы, на нервную систему и головной мозг оказывается еще более возбуждающе действие. Растет количество детей у которых синдром дефицита внимания и гиперактивность. Нарушается сон у таких детей, особенно после просмотра фильмов – это же возбуждение, а мозг не может быстро прийти в равновесие. Они трудно засыпают, потом начинают им снится кошмары, они просыпаются, это мучительное состояние для ребенка. Большой процент пациентов обращаются с нарушениями сна. -- Откуда у детей берутся неврозы, ведь мир маленького человечка ограничивается домом, детским садом или школой, как правило… --Детские неврозы подразделяют на системные и невротические состояния. К системным неврозам относятся энурез, заикание, страхи, фобии. А невротические состояния связаны уже непосредственно с тем, в какой среде воспитывается, растет ребенок, насколько благополучная обстановка дома, как между собой общаются родители, есть ли у них время уделить внимание ребенку. Часто ли они говорят ребенку о том, что они его любят и вообще, обращают ли на него внимание, или весь процесс общения сводится к тому, что за ребенком просто ухаживают. Его обеспечивают, могут покупать дорогие игрушки, вещи и при этом нет никакого внимания. Сейчас родители не учат детей играть. Когда к психотерапевтам или психологам приходят дети для коррекции, в первую очередь, их специалисты учат играть. Родители зачастую не понимают, что игра- это основа всей жизни, в игре ребенок познает, выстраивает взаимоотношения между ровесниками, познает быт – как общаться, как здороваться… --Почему так происходит? Дети же , по определению должны уметь играть… -- Если с ребенком не играют родители, как он узнает о том, что играть можно и нужно именно так? Родители дают ребенку игрушки и все. И вот он перекладывает их… Какие мы сейчас покупаем игрушки детям? Развивающие. У нас принято сейчас детей развивать, и вот родители покупают пазлы, дети их складывают, встраивают, но пазлы – это развитие только одного из способов мышления. Они не способствуют образному мышлению, которое позволяет человеку быть более многогранным. Бывает, что приходят на прием мама с ребенком и мы говорим, что ребенок отстает в развитии, он не знает элементарных вещей, в ответ мама удивляется и говорит: « он же хорошо собирает пазлы»… Но пазлы собирают дети и с умственной отсталостью. --Что должно насторожить родителей, чтобы они обратились за консультацией к детскому психотерапевту или психиатру? -- Если родителям еще трудно понять что ребенку нужна помощь психиатра или психотерапевта, пусть они обратятся за помощью к детскому неврологу. Родителей должна насторожить задержка речевого развития, ситуация, когда у ребенка не получается установить контакт со сверстниками, когда он очень тяжело адаптируется в детском саду или в школе, не усваивает программу. Если ребенок не выполняет требований, не понимает их или они вызывают у него реакцию протеста. Нарушения поведения, если ребенок капризный, постоянно плачет, появилась агрессия. Вообще у детей агрессия – это признак депрессии, значит у ребенка что то неспокойно, что то его волнует, но если это не говорящий ребенок, он же не может сказать, что его волнует и у него будет нарастать агрессия. Если он даже говорит, то здесь многое зависит от того , какие в семье правила – принято ли говорить что «мне плохо, меня что то беспокоит», тогда он вам скажет, а если не принято, если родители выражают свои проблемы тем, что они накричали на ребенка, то и ребенок в ответ будет так же себя вести. Нужно помнить, что воспитание идет по подобию, ребенок полностью копирует родителей, их поведение, речь. Поэтому, когда мама говорит « у меня ребенок плохо себя ведет», мы, психиатры, смотрим на поведение родителей. Они, конечно, очень часто обижаются, когда мы им говорим, что «Вы себя ведете точно так же, Вы пришли в медицинское учреждение и с самого начала устроили конфликт, даже не разобравшись, что к чему, а потом говорите, что у Вас агрессивный ребенок». --Компьютеры, телевизоры – насколько необходимо ограничивать общение ребенка с «благами цивилизации»? -- Ограничивать общение ребенка с компьютером и телевизором необходимо обязательно. Есть гигиенические нормы, в зависимости от возраста ребенка, это должно быть от 15 до 30 минут, потом необходимо делать перерыв. Если Вы хотите, чтобы ребенок знакомился с современными технологиями, пусть ребенок знакомится, но не нужно ему включать фильмы или компьютерные игры, которые еще больше будут его возбуждать, которые будут вызывать игровую зависимость. -- Все-таки есть у детей зависимость от компьютерных игр? --Да, конечно, поэтому с компьютерными играми родителям нужно быть осторожными и предусмотрительными. -- Что бы Вы могли пожелать нашим читателям, посетителям Сибирского медицинского портала? -- Не бояться обращаться за помощью, у нас, в детском психоневрологическом диспансере работают очень хорошие специалисты, и хочу еще пожелать родителям, чтобы они любили своих детей, уделяли им внимание и тогда все будет хорошо. Автор Наталья ЖабыкоИсточник Сибирский медицинский портал