Царство Света на Yota Space
За потрепанным фасадом заброшенного универмага сталинских времен в Санкт-Петербурге свершилось превращение старого здания в колыбель цифровой революции в искусстве, пионерами и лидерами в котором являются, по словам Matilda Battersby, британцы.
Яркие искры: пять лучших британских специалистов по компьютерной графике
Jason Bruges
Английский художник с архитектурным уклоном, занимается производством цифровых установок в общественных местах. Среди его последних работ - «Поверхностное напряжение» на Вестминстерском мосту и Платформа 5 на станции Sunderland. Для Олимпиады 2012 года он строит мост огней, проходя по которому люди смогут попробовать себя и принять участие в состязании в беге со скоростью Usain Bolt.
Chris Levine
Выпускник Центрального колледжа Святого Мартина; его выставка Levine's Hypervisual 1.2 была организована в 12 странах. Островом Джерси ему было поручено создать голограммный портрет Королевы Елизаветы II с целью выражения лояльности по отношению к монархии. Он создал лазерные шоу для Massive Attack, Razorlight и Paul Weller.
Brian Eno
Бывший участник группы Roxy Music, он сделал карьеру в музыкальном бизнесе и в области компьютерной графики одновременно. В прошлом году он курировал фестиваль новых медиа-технологий в Сиднее, проецируя свои 77 Million Paintings на «крылья» Театра королевской оперы. В этом году он был приглашен в качестве куратора на Фестиваль в Брайтоне.
Quayola
Родившийся в Италии художник, который уже почти десять лет работает в Лондоне. В своем творчестве он главным образом ориентируется на природу или архитектуру и приводит находящиеся внутри них формы в движение, объединяя компьютерную графику и видео. Выполнить такие работы, как “Strata#1 Rome” и “Topologies” ему было поручено Onedotzero в 2010 году.
Mehmet Akten
Также известный как Memo, он является основателем компании Mega Super Awesome Visuals Company и стремится к созданию интерактивных художественных образов, приводящих к эмоциональному всплеску. Akten родился в Стамбуле и уже 15 лет живет в Лондоне. Его работы выставлялись в Музее Виктории и Альберта, Королевском фестивальном зале, на кинофестивале в Эдинбурге и в Гластонбери.
Среда, 15 декабря 2010г.
Огромное здание, полностью скрытое строительными лесами и рекламными щитами, выступает массивом на оживленной питерской улице, резко контрастируя с окружающей его архитектурой в стиле барокко и замерзшими каналами. За фасадом из временных конструкций скрывается неработающий старый универмаг сталинских времен – и на днях там имела место удивительнейшая трансформация.
Стены, пустые витрины, колонны, лестничные пролеты и потолки были закрашены черной краской и завешены затемняющей тканью. Однако столь строгие декорации имеют только функциональное назначение: в темном интерьере происходит крупнейший в мире и самый амбициозный фестиваль цифрового искусства.
Заявленный как «самая большая в мире выставка цифрового искусства», фестиваль Yota Space, организованный компанией Yota, оператором мобильного Интернета, стал первым фестивалем цифровых технологий в России. Стоит отметить, что большинство приглашенных для демонстрации возможностей цифровых технологий артистов и художников – британцы или работают в Великобритании. И это самое удивительное открытие: оказывается, самые великие цифровые художники мира сегодня – британцы.
Выставочное пространство огромно: под инсталляции занято пять этажей бывшего универмага общей площадью 15000 м2. В Великобритании таких масштабных фестивалей еще не проводилось – там цифровое искусство пока воспринимается больше как дополнение к другим формам искусства, в частности, к музыке, нежели как самостоятельное явление.
Весь прошлый год Yota искала лучших в мире представителей цифрового искусства и приглашала их на свой фестиваль для демонстрации новых работ. И вот, британские художники Chris Levine, Jason Bruges и Brian Eno, преодолев все бюрократические препоны, привезли свои фантастические шедевры для участия в новом шоу.
На градус всеобщего возбуждения в день открытия не могли повлиять ни минусовая температура, ни налетевший снегопад. На довольно потрепанном входе нас, группу дрожащих от холода журналистов, предупредил наш провожатый: «Внутри глядите под ноги. Там очень темно и можно споткнуться».
Привыкнув к полумраку завешенного помещения, посетители видят Sound, инсталляцию базирующегося в Великобритании объединения художников United Visual Artists (UVA). Инсталляция являет собой 47 колонн, сверкающих огнями и играющих музыку, реагируя на движение людей, которое считывают датчики.
«Звук работает от системы отслеживания движения», - объясняет Keri Elmsly, продюсер UVA. «В каждой колонне заложены различные мелодии, которые написал Robert Del Naja из Massive Attack. Причем написаны они таким образом, что при реакции на движение людей вокруг получается гармоничный звук».
Этажом выше другой британский артист заставляет людей вести себя не менее странно. На огромном киноэкране яркими чернильными каплями в воде разливаются различные люминесцирующие цвета. При этом, как и в случае с Sound, автор инсталляции под названием Body Paint Mehmet S Akten заставляет ее реагировать на движения людей. Разобравшись в чем дело, зрители начинают махать руками и делать разные другие движения, с удивлением наблюдая, как они превращаются в цветовой фейерверк.
Akten – основатель Mega Super Awesome Visuals Company, еще одного объединения художников, живущих в Лондоне, которые еще восемь лет назад сумели доказать, что столь громкое название их группа носит не зря. Цель художников – «с помощью технологий дарить яркие и запоминающиеся впечатления», что им, очевидно, удается, если судить по тому, с каким восторгом и упоением люди отплясывают перед Body Paint.
Композиция Peasouper бывшего английского архитектора Jason Bruges на первый взгляд не очень впечатляет. В темноте стоят вроде бы пустые три больших стеклянных куба, похожие на тех, в которых Damien Hirst держит своих акул. Но стоит только задержаться перед ними – и начинает происходить что-то странное. С небольшой паузой ваше собственное изображение статически отображается обратно на вас, и вы видите собственный любопытный взгляд, брошенный за несколько секунд до того.
По словам Bruges, вдохновила его на эту работу история Эхо и Нарцисса: последний, как известно, влюбился в собственное отражение. «Людям нравятся собственные отражения», - говорит Bruges. «Поэтому я и обратился в теме цифрового нарциссизма. Если перед композицией никто не стоит, то ничего и не происходит».
Стеклянные кубы наполнены смесью воды и глицерина, которая меняет угол отражения света и изображения, хотя кажется, что ничего там внутри нет, кроме мутноватого тумана. "Peasouper", буквально «гороховый суп» - так британцы называют густой лондонский туман, и довольно необычно видеть это чисто английское явление в русской северной столице. Однако, учитывая холодную погоду на улице, в местную действительность оно вполне вписалось.
На следующем этаже – еще одно британское чудо. Здесь Chris Levine, работая лазерами, светодиодами и оптическими приборами, создает скульптурные световые изображения, самое знаменитое из которых - 3D голограмма английской королевы. Но для Yota он подготовил кое-что другое. Но первый взгляд кажется, что в предоставленной ему маленькой комнатке только и есть, что три лампы дневного света, расположенные вертикально по центру каждой из стен. Но их сильный свет пускает перед глазами странные объемные изображения.
Если не шевелить головой, ничего не видно. Но стоит только отвести взгляд, как из ниоткуда появляется изображение Будды. Пока вы удивленно моргаете и спрашиваете “Ты это видел??», следующая лампа высвечивает слово «Любовь» прямо у вас в голове.
«Работает это так: сканируется изображение, очень быстро порезанное на полоски, так что полную картинку вы видите только периферийным зрением», - объясняет Levine. «Это явление, которое называется «инерция зрительного восприятия», в принципе, публике уже известное. Я просто вывел его на новый уровень». Инсталляция называется Alright Now – и истинно поражает. И в отличие от Sound или Body Paint, с которыми можно развлекаться часами, в комнате с композицией Левина надолго не задерживаются.
Strata #1 от Quayola на Vimeo.
Целый этаж на фестивале Yota курировала британская компания Onedotzero, представляющая цифровое искусство. Посетителям, плутающим среди маленьких занавешенных помещений, предлагаются различные интерактивные перформансы и работы небольшого масштаба.
Shane Walter, креативный директор Onedotzero, утверждает, что Британия стала центром цифрового искусства, потому что в ней существует сообщество художников и мастеров, которые с удовольствием делятся своей техникой и применяемыми технологиями, сотрудничая друг с другом.
Одной из самых ярких работ Onedotzero является серия Strata, созданная итальянским художником Quayola, проживающим в Лондоне. Вдохновленный витиевато украшенным потолком римской Chiesa del Gesù, он создал анимационные зарисовки, разбивающие «геологические формации» классических картин таким образом, что цвета, формы и жесты на изображениях, которые были созданы сотни лет назад, приобретают подвижную цифровую форму.
Brian Eno – это одно из наиболее известных имен в мире цифрового искусства, хотя, возможно, он больше известен благодаря его работе в Roxy Music, а не работам со световыми дисплеями. Организаторы фестиваля Yota убедили его представить самую его известную работу 77 Million Paintings, где 77 миллионов картин отображены через преломление набора цветных форм, как оникс – подобную структуру невозможно математически повторить.
Работа Eno является ярким примером соединения музыки и цифрового искусства – эта тенденция наблюдается в Британии уже в течение последних двух декад. По словам Eno, между цифровым искусством и музыкой существует «естественная связь». Однако, каждый, кто бывал на фестивале искусств, основанных на новых медийных технологиях, знает, что значительно больше внимания уделяется музыке.
Еще понадобится достаточно много времени для того, чтобы цифровое искусство могло приносить столько же денег, сколько и другое современное искусство в Британии. Elmsly утверждает, что обособленность цифрового искусства, которое выделено в отдельный вид искусства, является дополнительной причиной для скептического и ограниченного восприятия такового критиками.
Этот акцент на чувственное восприятие, восприятие на уровне ощущений, наверное, стал одной из причин такого холодного приема цифрового искусства в Британии, т.к. сторонники пуризма рассматривают этот вид искусства как «тематический парк», а не как то, во что может вкладывать свои деньги Saatchi.
Продажа работ цифрового искусства – это всё еще очень сложная задача в Британии, т.к. большинство крупных галерей часто не склонны представлять у себя такой вид искусства. Это, а также тот факт, что такие работы можно воспроизводить в неограниченном количестве и без дополнительных затрат (т.е. работы могут выставляться во многих местах одновременно, и поэтому не обязательно покупать их напрямую), создает большие сложности в отношении объективности оценки таких произведений.
С развитием технологий растут и потенциальные возможности цифровых художников. Однако, когда необходимо использовать какие-либо конструкции, то стоимость их воспроизведения взлетает в разы. А так как расходы Британии ни искусство значительно сократились, то для доморощенных цифровых художников первоочередной задачей становится налаживание деловых связей со спонсорами, такими как Yota, что поможет заглушить критические комментарии в отношении таких работ.
На настоящий момент мы может только представлять себе, как дальше будет развиваться этот вид искусства. На фестивале Yota Space британские художники, казалось, были счастливы хотя бы просто иметь возможность подискутировать и поделиться своими идеями. Будет любопытно понаблюдать, станет ли цифровое искусство вызывать больший интерес в английском мире искусства и в английском обществе, когда Британия будет провозглашена за границей как мекка пионеров цифрового искусства.