Кубинские зарисовки-2
Гавана похожа на подростка, который ищет возможность стать собой.
О Кубе можно рассказывать бесконечно, обращая внимание на яркие контрасты, которые встречаются здесь почти на каждом шагу. Поражают своим великолепием величественные постройки эпохи колониальной Испании, которая сделала Гавану центром своих колониальных владений в обеих Америках и укрепила Гаванскую бухту прекрасными форпостами и неприступной крепостью. И до настоящего времени поражают своими размерами крепостные пушки, одного залпа которых хватало, чтобы разметать целую неприятельскую флотилию. Прекрасно сохранились великолепные, величественные католические храмы, как бы неподвластные времени, устремляющиеся вверх к самым небесам. Многие из них остаются действующими до сих пор, привлекая к себе толпы туристов, осаждающих старую Гавану, похожую на мекку для испаноговорящего народа.
Современные высотные здания делового центра сменяются полуразрушенными лачугами бедноты с кучами мусора вдоль дорог, огромным потоком старых, разваливающихся на ходу автомобилей. Создается впечатление, что здесь собраны паритетные авто со всего мира, очень много наших стареньких москвичей, лад, волг и другой техники.
Гавана – город контрастов, она прекрасна и неповторима, с тремя миллионами жителей, она раскинулась на огромной площади и похожа на подростка, который уже не ребенок, но еще и не взрослый, но подающий большие надежды, и хотя у него достаточно тревог и страхов, он тщательно их скрывает, где-то бравирует, ищет возможность стать собой среди других.
Присутствие устойчивых страхов, как у любого подростка, свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем социальном окружении, усиливается настороженность и подозрительность, которые превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми (и государством), конфликтами или обособлением своего «я» и уходом от реальности. И взрослым, и самому подростку приходится потрудиться, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию. В этом непростом деле от взрослого зависит очень многое, если не сказать все. Нужен большой такт, теплые дружеские отношения. А главное – достичь взаимопонимания и не в коем случае не пытаться переломить ситуацию силой, так как это еще более ухудшит положение, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах.
Физиологически навязчивость – это всегда определенный генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который как доминанта отгорожен от других отделов мозга защитным, запредельным торможением. Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости. Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений наподобие Берлинской стены, рва с водой, сторожевыми вышками, дзотами и дотами. Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи. Навязчивые страхи – это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание.