Наркозависимость
В плену наркотических иллюзий.
В плену наркотических иллюзий
Сколько существует на Земле человек – столько он водит «дружбу» с наркотиками. И если малая часть этой истории – новеллы о медицинском применении и спасении страждущих от невыносимых страданий, то большая – это рассказы с грустным концом о потерянном времени и самой жизни.
Почему люди тянутся к наркотикам, почему именно молодежь наиболее подвержена пагубной страсти, каковы механизмы возникновения зависимости, и, самое главное, как уберечь подростков от вовлечения в порочный круг и возможно ли излечение уже «заразившихся» этой страшной страстью?
Желание счастья
Для любого человека – от пэтэушника до профессора вполне естественно желать испытывать положительные эмоции. Даже представители неформальных молодежных движений эмо и готты, которые, согласно их убеждениям, рождены чтобы испытывать по большей части черные, негативные эмоции, так или иначе стремятся к выделению в организме эндорфинов – гормонов счастья. Кстати, химическое строение этих веществ сходно со строением наркотиков. Суть действия всех наркотиков сводится к влиянию на процесс передачи химических сигналов между клетками мозга с помощью специальных веществ – медиаторов. Механизмы могут быть разными – одни наркотики прямо имитируют действие естественных реакций (например, опий и его производные связываются с теми же рецепторами для эндорфинов), другие становятся стимуляторами выделения эндогенных (имеющих внутреннее происхождение) медиаторов в больших количествах и пролонгируют (продлевают) их действие (наркотики-стимуляторы, например, кокаин).
Психика же устроена таким образом, что не может постоянно удерживать «градус счастья» на высоком уровне. Организм начинает защищаться от таких запредельных раздражителей и либо снижает выработку собственного медиатора, либо клетки сокращают количество рецепторов, реагирующих на стимуляторы. В результате первоначальной дозы, от которой ранее человек испытывал несказанную эйфорию, прилив сил, теперь хватает лишь на поддержание обычного состояния, а завтра не будет хватать и на это. В погоне за эйфорией и необычными сильными ощущениями, а далее и просто для хорошего самочувствия наркоман увеличивает дозу, и так до тех пор, пока смерть не настигнет его либо от передозировки, либо от отравления продуктами распада наркотиков, либо от того и другого сразу.
Наркологи выделяют два типа зависимости наркомана от наркотиков, которые переплетены и сопутствуют друг другу – физическая и психическая. Психическая связана с низкой жизненной мотивацией, депрессией, невозможностью испытывать положительные эмоции без «кайфа», физическая – с плохим самочувствием, «ломкой» - абстинентным синдромом от отмены вещества.
Но это лишь схема, в реальности же ситуации очень индивидуальны – наркотики действуют на разных людей по-разному как по силе ощущений, так и по скорости «подсадки». Одни начинающие наркоманы попадают в зависимость практически с первой дозы, другие умудряются балансировать на грани формирования физической зависимости до полугода. Это определяется множеством причин — генетическими особенностями, условиями внутриутробного развития, обстоятельствами детства, особенно раннего, составляющими воспитания. Ни одна из них не обрекает человека на то, чтобы стать наркоманом, но каждая заметно влияет на вероятность такого исхода. В современной медицине такие вероятностные влияния принято называть факторами риска.
Допустим, у какого-то человека есть совпадение всех неблагоприятных факторов, означает ли это что при наличии доступа к наркотикам, он обязательно станет наркоманом? Оказывается, нет, такие ситуации бывают крайне редко и сопряжены с медицинским назначением наркотического препарата, например, когда привычка формируется после перенесенных операций. Обычно же для этого необходимо помимо всего прочего знакомство со своеобразной субкультурой наркомании. Нужно некое сообщество, в которое он входит или хотел бы входить, мнением которого он дорожит и которое при этом регулярно и сообща «кумарит». Недаром большинство «первых знакомств» с наркотиками происходит в юном возрасте: для подростка или юноши мнение его компании имеет абсолютную силу, отказаться поучаствовать в общей затее означает для него просто вычеркнуть себя из круга «своих».
Существует ли панацея?
Бытует такое мнение – бывших наркоманов не бывает. Отчасти это можно назвать правдой, так как память человека, несколько раз испытавшего «райское наслаждение» не способна забыть его, а психика - смириться с его потерей.
Ни одна из существующих ныне методик лечения наркомании не дала положительного результата, сколь-нибудь близко приблизившегося хотя бы к 60-70-процентному результату, стало быть, говорить об их эффективности рано. Одна из широко известных и критикуемых – терапия метадоном.
Метадон — синтетический наркотик опийной группы. Сам по себе он никаким лечебным действием не обладает, но у него есть две особенности: во-первых, связываясь с теми же рецепторами, что морфин и героин, он образует прочные, подолгу не распадающиеся комплексы, во-вторых, его можно не вводить шприцем, а принимать в виде таблеток. То и другое сделало этот препарат почти идеальным препаратом в качестве амбулаторного лечения для «поддержки» наркоманов. Метадоновые программы действуют во многих странах Европы, их официально поддерживают ЮНОДК и программа ООН по ВИЧ/СПИДу как высокоэффективную терапию. Отечественная же наркология — как медицинская, так и силовая — единодушно отвергает все попытки ввести метадоновую терапию в России, утверждая, что она в принципе ничего не лечит и приносит только вред.
Увы, правы и сторонники метадоновой терапии, и ее противники. Дело в том, что считать успехом лечения – если полный и устойчивый отказ от наркотиков, как это принято в отечественной наркологии, то, как уже говорилось выше, успешность не высока, так как метадон сам по себе является наркотическим средством. Если же за успех считать сохранение наркоманом контроля за зависимостью и его социальной активности, то ее метадон вполне достигает. При соблюдении, правда, дозировки и режима приема. Возможно ли в России, с ее уровнем наркотизации, коррумпированности и прочими факторами, прогрессивное введение метадоновой терапии – сказать сложно, тем более что мы знаем как могут благие намерения заканчиваться трагедиями.
Мир без наркотиков
В своем отношении к наркотикам мир раскололся на два лагеря – одни страны (Тайланд, Сингапур, Китай и пр) практикуют даже смертную казнь за употребление и торговлю наркотиками, другие (точнее, другая - Нидерланды) имеют вполне легальные заведения на своей территории, торгующие легкими наркотиками (в основном препаратами конопли). Третья, самая многочисленная категория стран мечется между этими двумя лагерями и рассматривает законопроекты, тяготеющие то к одному полюсу, то к другому.
Некоторые предложения «либералов» уже испытаны на практике. Программы обеспечения наркоманов «поддерживающими» дозами действуют во многих странах Европы. Даже в США, традиционно занимающих непримиримую позицию, один штат за другим принимают законы, разрешающие медицинское использование марихуаны. Последовательно либеральную политику проводят Нидерланды: с 1980 года там действует сеть «кафе-шопов», официально продающих марихуану. Сегодня в стране около 1500 таких заведений.
В течение 30-ти лет Голландия испытывала человечество на прочность. Никакой поголовной наркотизации граждан не произошло и страна не погрузилась во мрак наркотической ночи. Недовольство мирных граждан либеральной страны вызывает лишь то, что в ее пределы хлынул поток наркотуристов, любителей покурить травку и не получить за это срок. Именно этого побоялись соседи-шведы, когда в 2008 году не приняли законопроект о легализации марихуаны.
Практика и история показывают, что уровень наркотизации не зависят от отношения закона и правительства к легализации легких наркотиков, более того, не зависят они и от экономического положения страны. Выходит, на эти показатели влияют куда более тонкие и локальные процессы.
Вполне очевидно лишь одно – хорошее воспитание и высокий уровень образованности молодого поколения хоть в какой-то степени могут выступать гарантами свободы от наркотиков.