Профессор Олег Стефанович Медведев:"Сейчас для врачей мощный стимул - образованные пациенты"
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии Московского государственного университета им.Ломоносова Олег Стефанович Медведев знает как заинтересовать студентов-медиков не только получать информацию, но и пользоваться ей. Анализировать, искать ответы на вопросы, и , в конечном итоге, делать правильное заключение, сводя к минимуму возможность медицинской ошибки. О последних тенденциях в развитии медицинского образования наш разговор.
-- Олег Стефанович, на мой взгляд, на преподавателях медицинских ВУЗов, лежит гораздо больше ответственности, чем на Ваших коллегах их других высших учебных заведений, ведь Вы учите тех, кто будет врачом, тем человеком, который в дальнейшем будет нести ответственность за жизнь и здоровье другого человека…
-- Конечно мы понимаем, именно поэтому студенты медицинских ВУЗов принимают клятву Гипппократа, такого больше нет ни в одном другом высшем учебном заведении. Ответственность огромная, это накладывает ответственность на всю систему медицинского образования.
--В чем заключаются современные подходы к медицинскому образованию? Ведь сегодня студентам приходится осваивать гораздо больший объем знаний, чем скажем, 50 лет назад, наука, медицина идет вперед...
-- Есть такое понятие как «срок выживаемости знаний», раньше это было 10-20 лет. Это значит, что человек после окончания ВУЗа мог пользоваться багажом знаний который он получил на протяжении многих лет, не так быстро развивалась наука, то сейчас этот срок сократился до 2-3 лет. Если ты не читаешь профессиональных медицинских журналов, в которых публикуются научные статьи, не следишь за всеми новинками в своем направлении, то уже через год-два ты отстал. Поэтому важная задача во время обучения в медицинском ВУЗе - дать максимально полную информацию и, главное, научить человека работать с этой информацией. Так же не менее важно научить молодого врача искать информацию и стремиться к этому на протяжении всей своей жизни. Поэтому в мировой медицинской педагогической науке возник термин «обучение в течение всей жизни».
Обычно, в нашей системе повышения квалификации врач должен проходить обучение раз в пять лет, но это уже считается недостаточно современным, он должен проходить повышение квалификации каждый день – читать научные статьи, следить за новинками в своей теме, технологиями, медицинскими препаратами, оборудованием. Это существенное изменение, но и мир изменился, он позволяет это делать – интернет, другие информационные технологии. Есть доступ к информации. И это одна из причин того, почему к современному врачу предъявляется больше требований, к тому же пациенты во всем мире становятся более требовательными. Они хотят получить медицинскую помощь сейчас, срочно, причем, помощь высококачественную, без медицинских ошибок. Даже сейчас во всем мире достаточно много медицинских ошибок, потому что вовремя врач не обладает информацией, которая позволит принять правильное решение. Борьба с медицинскими ошибками, доступ к медицинской информации – это очень важные компоненты всего цикла медицинского образования.
И еще такой момент как мобильность. Сейчас много граждан России выезжают в другие страны, на отдых едут сотни тысяч людей, и у них есть вполне нормальное, объяснимое желание иметь контакт со своим врачом, как это есть у граждан Западных стран. Поэтому, огромное значение придается современным технологиям, к которым относится и телемедицина.
-- Понятно, что значение этому может придаваться большое, но как скоро это будет доступно «широким массам» в нашей стране?
--Это уже доступно, просто мы еще не отдаем себе отчет. Посмотрите, появились сотовые телефоны и никого не надо заставлять ими пользоваться. Все увидели, что это просто, доступно и удобно. И наш сотовый телефон – это мощный инструмент для контакта с системой здравоохранения. Во многих странах по сотовому телефону записываются на прием к врачу, можно посмотреть последние медицинские новинки. У меня в телефоне есть справочник по всем лекарственным препаратам, который обновляется каждый день. Огромное количество возможностей! Все рекомендации мировых профессиональных обществ – кардиологов, урологов, других по лечению наиболее важных заболеваний – они все сейчас есть в электронном виде, поэтому если есть Интернет, практически из любой точки мира можно получить доступ к медицинской информации. Главное, чтобы у молодого врача была мотивация этим пользоваться для повышения качества лечения пациентов.
-- Качество медицинского образования в российских медицинских ВУЗах на одном уровне?
-- Качество медицинского образования в России разное. Я был одним из создателей факультета фундаментальной медицины в Московском государственном университете, с 1992 года возродили медицинское образование в МГУ. Мы видим, что иногда знания студентов или выпускников, которые к нам приезжают, не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются в лучших ВУЗах. Есть несколько методов борьбы с этой проблемой. Во-первых, должна быть большая открытость тех учебных планов, по которым читают лекции, сейчас в мире это очень популярно. Например, Гарвардский университет выставляет большее количество своих курсов в Интернете, любой человек может зайти на сайт, посмотреть, послушать лекции, и понять, на каком уровне ведется преподавание в этом заведении. Пока, для российских ВУЗов это новинка, как правило, сайт учебного заведения делается для того, чтобы привлечь абитуриентов, но очень мало где вы можете посмотреть видео лекции, а это очень важно. Почему? Да потому что уже невозможно будет читать лекцию, которую преподаватель читал 20 лет назад – об этом станет известно профессиональной общественности. Чем более открыта система преподавания в ВУЗе, тем лучше для всей системы здравоохранения.
И еще один момент - в связи с большей доступностью информации – появлением сайтов для пациентов, общественных групп, в которые объединяются люди, страдающие одним недугом - все это ведет к тому, что пациенты становятся все более грамотными. И этот пациент, который прочитал все по своему заболеванию, посмотрел все новинки, он создает врачу большие проблемы, приходя на прием. Если врач не очень сильно следит за новинками, то пациент видит, что врач плавает, не может ответить на его вопросы. И это мощный стимул сейчас, который появился сейчас в мировой медицине - более образованные пациенты. Это тот положительный момент, который заставляет врачей лучше учиться.
--Это такой взаимовыгодный в итоге процесс, который идет на пользу и врачу и пациенту
--Да, конечно.
Это то, что появилось с доступностью информации. В совокупности это дает повышение медицинской грамотности целых стран и народов.
--На Ваш взгляд, на каком уровне сейчас находится востребованность медицинского образования, престиж обучения в медицинском ВУЗе?
-- Он сохраняется на высоком уровне, хотя есть тенденция меньшего интереса. Происходит это потому, что на мой взгляд, общество неправильно оценивает интеллектуальные затраты медицинских работников. Т.е. престиж медицинского работника в России не так высок, как скажем, в западном мире или в арабских странах. Врач там - пропагандист высокой культуры, помните, как у нас когда то были земские врачи, которые просвещали людей, которые жили рядом с ними. И хотелось бы, конечно, чуть больше материальной поддержки врачей. Потому что если молодые люди сравнивают заработки бюрократов, работающих в государственных учреждениях и врачей, которые тоже работают в государственных учреждениях, то они видят, что их зарплаты существенно различаются. Что, конечно, не совсем хорошо для поддержания высокого престижа профессии врача.
--Одна из Ваших лекций называется «Подготовка возбуждающих интерес к лекциям данных», т.е. теперь уже недостаточно просто читать лекцию, нужно уметь зацепить студентов?
-- Обязательно, потому как это эмоциональный компонент лекции и он способствует запоминанию материала. В чем задача современного преподавателя? Читая лекции он не должен перед собой видеть пассивную аудиторию, которая что то там записывает, нужна ответная реакция. Я, преподаватель, должен вести себя как актер, и в зависимости от реакции зала, может даже менять план лекции. Когда я читаю лекции по гормонам, по влиянию вазоперессина, например, то в качестве такой любопытной добавки привожу последние данные о том, что оказывается вазопрессин играет огромную роль в процессе моногамности, в процессах любви. Блокаторы вазопрессиновых рецепторов в мозгу делают млекопитающих совсем не моногамными, поэтому речь уже идет о возможности создания вакцины для любви и от любви! Такие вещи, конечно же, молодых интересуют, они начинают читать, появляется стремление узнать больше. Современная наука дает такие удивительные возможности. Если Вы следите за ней, то всегда можно найти интересные факты, которые другие не знают, открыть глаза, зажечь интерес у молодых врачей и это можно делать на, казалось бы, известных вещах.
Скажем, мы на лекциях по препаратам, понижающим давление, говорим о методах измерения артериального давления. Все знают метод Короткова, все слышали про метод Рива-Рочи. Задаем на лекциях вопрос – чем эти методы отличаются? И отнюдь не все могут ответить на этот вопрос. Оказывается, по методу Рива-Рочи систолическое давление определяется по определению пульса на радиальной (лучевой) артерии, а метод Короткова – звуковой метод по определению звука текущей крови. Так вот, в 2011 году эти два метода были сравнены с использованием самых современных методологических подходов. И оказалось, что метод Короткова является более точным и те, кто пользуется методом Рива-Роча по определению пульсации на предплечье, они должны прибавлять шесть миллиметров ртутного столба к полученным данным, и тогда результат будет более соответствовать действительности. Очень мало кто знает об этом, даже из практических врачей. Большинство приборов по измерению давления используют сейчас именно метод Короткова, но бывают случаи, когда прибора нет, и тогда эти знания пригодятся.
-- Олег Стефанович, что бы Вы в завершении могли пожелать посетителям Сибирского медицинского портала?
-- Стремиться к знаниям! Я с большим удовольствием приезжаю в Красноярск. Здесь много энтузиастов, и подчас реализовать новое в Красноярске можно быстрее чем в городах центральной части России.