Британский историк: Полет Гагарина - не советский успех, а американский провал
Главную гордость советского народа ученый называет никчемной «показухой» и провокацией американцев на еще более дорогостоящую затею — полет на Луну.
Британский историк Джерард ДеГроот раскритиковал первый полет человека в космос, который совершил Юрий Гагарин. Главную гордость советского народа ученый называет никчемной «показухой» и провокацией американцев на еще более дорогостоящую затею — полет на Луну.
По мнению автора статьи, опубликованной в газете The Daily Telegraph, к началу 1960-х годов человечество добилось гораздо более впечатляющих достижений в области освоения космоса, чем отправка туда человека. Но именно из-за отсутствия человека на орбите им не придавалось должного значения. Гагарин же продемонстрировал принцип, который остается жизненным и по сей день: чтобы привлечь внимание, необходимо человеческое лицо.
ДеГроот также акцентирует внимание читателей на том, что полет Гагарина не столько советский успех, а сколько американский провал.
«Тем самым Гагарин одержал победу в одной из битв холодной войны. Для нейтральных стран Советский Союз стал выглядеть супердержавой. Да тут еще и провал операции в Заливе Свиней на Кубе... Престиж США опустился слишком низко», - пишет историк.
Чтобы восстановить подорванное доверие европейских стран и утереть нос Советам, Белый дом решился на отчаянный шаг — полет на Луну. Хотя в 1961 году США опережали Советский союз в спутниковых технологиях на пять лет.
Отвечая на вопросы журналистов, зачем штатам нужна «лунная гонка», Кеннеди заявил: «Вы же, наверное, понимаете, что я бы предпочел потратить эти миллиарды, например, на здравоохранение, образование и социальные пособия? Но тут у нас нет выбора. Уж слишком остро встал вопрос престижа нации».
Именно поэтому правительство США ограничилось только одним полетом.
Слова Джерарда ДеГроот читатели восприняли достаточно скептически. Некоторые из них даже заявили, что, если бы человечество не стремилось к открытиям, в том числе из соображений престижа, то до сих пор сидело бы в пещерах.