Характер человека
Все люди разные, только я один одинаковый!
Уж такой у меня характер
«Все люди разные, только я один одинаковый» - гласит расхожая шутка. В самом деле, сколько людей, столько и характеров – это мы начинаем понимать гораздо раньше, чем в наших привычках появляется философское отношение к жизни. С первых месяцев жизни младенец разделяет окружающих на своих и чужих, злых и добрых, веселых и серьезных. Лучше понимать людей и успешно влиять на них – цель, которую так или иначе преследуем мы все, даже если признаться в этом не в силах. А еще все мы хотим быть в комфортном окружении. Всему этому в помощь психология.
От Гиппократа до наших дней
Конечно, попытки классифицировать образы и привычки людей были и до великого и незабвенного Гиппократа, но все же, как и во многом другом, он считается столпом. Будучи в первую очередь врачом, он полагал, что характер человека зависит от процессов, протекающих в организме, а болезни напрямую влияют на поведение пациента. Уже 2,5 тысячи лет назад люди имели представление об анатомии человеческого тела, хоть забавные для сегодняшних медиков, но все же довольно верные. Гиппократ назвал четыре вида жидкости, циркулирующих в организме и определяющие поведенческие реакции: кровь – теплое начало, слизь – холодное начало, черная желчь – влажное начало и желтая желчь – сухое начало.
Его последователь через пятьсот лет пошел дальше своего заочного учителя и назвал типы темпераментов в соответствии с преобладанием жидкости – флегматик (flegma – слизь), холерик (hoile – желчь), меланхолик (melan hoile – черная желчь), сангвиник (sangis – кровь). Этой классификацией мы пользуемся и по сей день.
Сангвиника отличит всякий – это подвижный, часто артистичный человек, с богатой мимикой и легкой сменой настроения, их можно назвать легкими людьми, хотя их переживания и не носят глубокого характера, поверхностны. От холериков сангвиники, как правило, отличаются, оптимизмом.
Холерики так же очень подвижны, но их эмоциональность весьма глубока. Внешне типичные сангвиники – это нормостеники, а холерики – люди скорее худощавые с резкими сильными и порывистыми движениями.
Флегматик обладает железной выдержкой, его трудно вывести из себя, его движения плавные, мимика спокойная. Типичный флегматик склонен к полноте или обладает коренастой фигурой. Ему трудно быстро переключиться с одной эмоции на другую, а переживания его глубоки. Это самый постоянный в своих проявлениях человек. Флегматика легко спутать с меланхоликом, который так же сдержан. Однако меланхолик демонстрирует слабую внешнюю реакцию на происходящее при эмоциональной ранимости и замкнутости.
Большая часть эмоций меланхолика – отрицательные, зачастую депрессивные.
Впрочем, эта классификация темпераментов столь незатейлива, что в чистом виде вы не встретите ее представителей. Каждый из них в разных ситуациях способен демонстрировать черты всех типов.
Взгляд с Востока
В некотором роде гиппократовско-галленовская классификация в противопоставлении сухого начала влажному, теплу холода и прочих противопоставлениях перекликается с китайским разделением жизненной материи Тайцзы на мужское и женское начало – ян и инь. Древние жители Поднебесной считали, что любой человек вне зависимости от пола обладает обеими этими энергиями в разном соотношении.
Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало. Вот что говорится по этому поводу в трактате «Ней-цзин»: «Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму».Согласно древнекитайской философии в зависимости от проявления в данный момент той или иной энергии в человеке он будет поступать в соответствии с ней. Конечно, столь максималистичное разделение скорее ближе к религиозной теме, нежели к научной, тем более что практическую пользу из подобной классификации извлечь трудно.
Технический подход
Прорыв в психологии свершился в конце 19-го века – начале 20-го. Сначала этому поспособствовал Зигмунд Фрейд, затем его ученик Карл Густав Юнг, последний предположил, что люди со схожими характерами сходны в «обработке информации» мозгом, а значит и воспринимают мир похоже. В 1920 году Юнг вынес на суд публики версию о том, что процессы в высшей нервной деятельности можно разделить на четыре функции: мышления, чувствования, интуиции и ощущения. В свою очередь, каждая из этих функций может быть более направлена на внешний мир, то есть быть экстравертной, или на внутренний — интровертной. В целом работа Юнга «Психологические типы» стала основой в выделении психотипов человека и была впоследствии, в середине 20-го века, положена в основу нового направления психологии – соционике.
Так определяют ее адепты: соционика - это наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, т.е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. Моментом рождения соционики считается начало 1970-х годов, а родоначальниками – литовский экономист и социолог Аушра Аугустинавичуте и польский психиатр и психолог Антон Кемпинский. Название дисциплины происходит от одного из терминов теории социон (societas – общество). Антон Кемпинский положил в основу соционики свою теорию об информационном метаболизме – процессе восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Информация не существует сама по себе; о ней можно говорить только тогда, когда есть субъект, воспринимающий ее. Человек воспринимает любую информацию, которая доходит до него, но механизм и адекватность этого восприятия зависят от некоторых неизменных свойств психики каждого человека.
Впрочем, автор информационного метаболизма вкладывал в это понятие несколько иной смысл, нежели в последствии трактовали соционики. Согласно которым, под аспектами информационного метаболизма понимаются некие функции мозга как компьютера, это экстравертная логика, интровертная логика, экстравертная и интровертная этика, аналогичные сенсорика и интуиция. Комбинации соотношений этих функций в сильном и слабом положении в сознании или подсознании дают 16 вариантов – психотипов. Их соционики назвали в честь реальных исторических личностей или книжных героев, так всех людей они разделили на: Дон Кихотов, Гюго, Дюма, Робеспьеров, Гамлетов, Максимов Горьких, Жуковых, Есениных, Наполеонов, Бальзаков, Джеков Лондонов, Драйзеров, Штирлицев, Достоевских, Гексли и Габенов.
Соционика как теория имеет массу слабых мест, в частности, пожалуй, самое слабое из них – это основная мысль об информационном метаболизме, в котором понятия «информация» и «энергия» не определены точно, размыты. Но, в то же время представляется интересной из-за попытки с математической точностью подойти к прогнозированию развития межтипных отношений, что так же подвергается сомнению со стороны противников теории. На что сторонники отвечают – не бывает чистых типов, люди в разных ситуация могут поступать как представители другого типа или копировать поведенческие реакции родственников и близких. Тип - типом, а человек - человеком. Не бывает плохих типов или хороших, каждый из нас неповторим и индивидуален, несмотря на то что миллионы других людей тоже принадлежат к нашему типу. Мы одновременно и независимые, суверенные личности, и части общего, единого организма, называемого человечеством.
О других попытках человечества понять себя и классифицировать характеры – в продолжении статьи.