Мастер боевого каратэ Андрей Кочергин - "Бороду сбрею, а умище то куда дену?"
Президент международного союза боевого каратэ, писатель, преподаватель Андрей Кочергин - личность известная, в чем то одиозная и неоднозначная. Для кого то он кумир, гуру и наставник, а кто то не приемлет и не понимает его стиль работы и обучения. Кочергин разработал свою систему боевой подготовки на основе каратэ. У него есть свое четкое понимание того, что нужно делать для общества и в обществе, как жить, и к чему стремиться. Он приезжал в Красноярск на один день - дать мастер класс бойцам спецподразделений. Наш разговор с Андреем Кочергиным не только и не столько о восточных единоборствах, скорее о нравственном и здоровом образе жизни...
-- Андрей, не могу удержаться, чтобы не спросить – каково это – быть легендой?
--Не знаю, не пробовал. Обо мне разное говорят, одни при встрече – «вот живая легенда», а другие – «это не тот ли лысый идиот, который что то странное делает..». Мне приходиться жить между этими двумя полюсами, но я чувствую себя комфортно, потому что с юмором отношусь и к первому заявлению, и ко второму. Я не считаю себя ни лысым идиотом, ни легендой.
--Ну ваша внешность помимо того, что явно брутальная, она еще и очень заметная, вы сознательно выбрали для себя такой имидж?
-- Мы выглядим так, как себя чувствуем. Один человек был очень сильно похож на Карла Маркса, из обкома приезжает комиссия и говорит – «ты хоть бороду сбрей, а то похож на Маркса до неприличия», он отвечает – «бороду я сбрею, а умище то куда дену?». Так и я.
-- На ваш семинар по боевому карате в Красноярске собрались представители практически всех силовых спецподразделений, которые есть в краевом центре, очень мало случается поводов, чтобы элита силовиков так собиралась вместе …
-- Все дело в организаторах – ребятах, ветеранах спецподразделений России, которые устроили этот семинар, это действительно непросто. Я знаю, что такое межведомственная отчужденность, когда разные подразделение с некоторым снобизмом относятся к своим коллегам из других подразделений. Проводя много семинаров для спецподразделений по всему миру, я понимаю, в чем разница между такими подразделениями в России и, например, в Германии. Там все друзья, коллеги, братья, даже не смотря на то, что они никогда не участвовали в боевых действиях, у нас всегда какая то отвисшая губа и странные междометия в отношении коллег. Поразительно, что в Красноярске бойцы из разных ведомств собрались вместе. А преподавать я буду то, что на сегодняшний день получило экспертную оценку в университете им. Лесгафта и называется это система боевой подготовки НДК 17. Мы продвигаем эту систему 14 лет и пару недель назад я защитил кандидатскую диссертацию. Судя по оценке экспертов можем сделать вывод, что наши подходы полностью соответствуют тем новациям, которые существуют в российской боевой подготовке. Но в силу того, что Россия прошла большой путь от советской методической школы боевой подготовки до полного разрушения и деградации, разобщенности в части преподавания… Мы выделили некое рациональное зерно и сделали чисто по- русски – у нас все просто, жестко, надежно и, главное, без затей.
-- Что такое НДК 17?
--Это аббревиатура, которую мы взяли от нашего боевого ножа – нож диверсионный системы Кочергина. Это странноватый предмет, который моя команда создавала в течении пяти лет и систему боевой подготовки, чтобы не выдумывать названия типа «Молния», «Ядреный взрыв» и так далее, вот и назвали так. Мы категорически придерживаемся принципов советской методической школы, привнеся свои разработки.
--Что в вашей методике такого, что кардинально отличает ее от других?
--У нас идет бой с первой секунды начала занятий. Мы сражаемся с собственной немощью, с собственными фобиями, мы сражаемся с противниками, с партнером, с угнетающей тактической обстановкой. Т.е. начинается то сражение, которое заповедовал нам еще Александр Васильевич Суворов – «тяжело в ученье, легко в бою». Мы доказали на примерах, собираемых нами 14 лет, что в этих угнетающих условиях человек усваивает все гораздо быстрее, и навыки формируются у него не распадающиеся, долговременные. У нас прикладные знания сразу и надолго.
--Как это выглядит в жизни?
--Не хочу хвастаться, моргая терминаторским глазом, но у нас люди начинают драться за два-три часа, если до этого не дрались никогда.
--И меня вы можете за два часа научить драться?
-- У нас принцип такой – либо сдох, либо чему-то научился. Ну «сдох», в смысле свалил. Все по -простому, без затей. Если мы говорим о спецназе, то существует проф.отбор, который человек обязан пройти.
--А каков, на ваш взгляд, уровень подготовки российских спецназовцев?
--Есть такая объективная наука, называется – военная история, так вот самая победоносная история на планете – российская. Россия имеет столь героическое прошлое, что иметь посредственное настоящее даже невероятно, русский человек герой по определению. Либо герой, либо труп. Если в данный момент мы не герои, то виноваты сами. У меня по этому поводу есть такая поговорка – в здоровом организме глисты не живут. А у нас что? Молодежь пьет пиво, курит и в спортзал их не загнать… Чего ж мы хотим? Но, как говорил Бисмарк –
«никогда не воюйте с русскими, столетия противостояния доказали нам – они непобедимы. Но привейте им ложные ценности – они убьют сами себя».
Собственно это сейчас и происходит. Нам нужно прививать истиные ценности, надо работать каждый день над тем, чтобы становиться лучше, потому что любая остановка – это деградация. А в силу ложных представлений о добре и зле, которые нам навязывали, за 70 лет мы потеряли духовные, социальные и нравственные ориентиры. В момент перестроечной лихорадки мы их растеряли окончательно, теперь остается вернуться к тому, во что веровали наши деды и стать той победоносной нацией, в которой либо герой, либо труп.
-- Что для этого нужно, на Ваш взгляд?
--В 1997 году, когда я начал свою работу, надо мной смеялись и считали меня идиотом. Говорили – тебе печени не хватит на то, чтобы ты генералам доказал, что это нужно. Я тогда удивился – а с чего вы взяли что я буду кому то что то доказывать? Видимо, какая то дикая амбициозность не дает мне задумываться над тем, что мне кто то будет мешать делать то, что я решил.
--Вы самоуверенный человек...
--А как по –другому? Это не гордыня, при которой в зеркало не могу на себя смотреть без черных очков, а я понимаю, что если я сейчас что то не сделаю, я могу не успеть. Вот я помер и думаю: «Господи прости, как так, я ничего не сделал..». Поэтому, если мне сказали – надо ехать в Красноярск, - купите мне билет и я поеду. Я за все эти годы ни копейки не получал за то, что я делаю. Это подход, который должен быть у любого гражданина нашей страны – если ты художник, и можешь чем то своей нации помочь, будь добр, сделай так, чтобы это дошло до людей. Занимаясь боевой подготовкой, продвижением того, что я считаю важным и нужным, еще пять-семь лет назад я был крайне необеспеченным человеком, сегодня я заместитель генерального директора западносибирского филиала «Газпрома». При этом продолжаю заниматься тем, чем я занимался, будучи принципиальным, жестким, несгибаемым человеком. Я занимаюсь финансовым мониторингом и кадровой политикой, т.е. фактически не позволяю неправомерно расходовать средства, возвращать потерянные активы и заниматься процедурами с личным составом, назовем это так, чтобы у них сомнений не возникало в неотвратимости наказаний в случае чего. Везде нужны люди, на которых можно надеяться. Я не продаюсь. Совсем. Принципиально.
-- Что человеку дает занятие боевыми искусствами?
-- Все. Если бы мне, 14 летнему мальчику, который в 1977 году пришел в каратэ, сказали, что мой тренер Алексей Борисович Турмин будет у меня заместителем, я бы подумал, что человек, который это говорит – сумашедший. Ведь Турмин в то время был полубогом, основоположник каратэ в Советском Союзе и сегодня он вице-президент моей организации. Все чего я достиг результат колоссальной работы, прежде всего над собой. В этой связи спорт- это самый простой, доступный, а главное достаточно корректный способ изменения личности в лучшую сторону. Спорт на уровне гордыни человека уничтожает. Спорт – это проявление духа, демонстрация силы нации на международном уровне, это демонстрация здорового образа жизни для молодых людей, когда мы видим наших спортивных героев, и понимаем, что в построении собственной жизни есть выход либо к пиву, либо к светлому будущему со здоровым телом и психикой. Чтобы миллионы людей занимались спортом, нужно чтобы десятки занимались на уровне высшего спортивного мастерства, а единицы были настоящими героями. Как пример – Карелин.
-- Как родителям сделать выбор – в какой вид спорта отдать ребенка?
-- Неважно чем вы занимаетесь – каким видом спорта или определенным видом восточных единоборств, важно, что вы при этом думаете и что несете. По большому счету, доброе дело с темным сердцем сделать невозможно, потому что доброе дело рождается в нашей душе, как некий побудительный мотив и только потом появляется во внешней среде. Добро рождается в сердце и проявляется снаружи, зло таится в глубине души и выплескивается незамедлительно, когда переполняет душу. То что касается направлений, школ, прежде чем отдавать ребенка в какой-нибудь вид спорта, не надо опираться на собственные представления. Посетите занятие, поговорите с тренером, не торопитесь, примите решение взвешенно. В идеале ребенок должен идти в тот вид спорта, который выбрал сам. Я видел детские трагедии – мальчика, который хочет играть в футбол, отдавали в бокс…Это должен быть первый серьезный шаг самого ребенка и не надо калечить его первое серьезное решение, за которое он бы сам отвечал. Мы постоянно пытаемся лишить человека возможности совершить собственную ошибку, за которую он ответит.
-- То, что вы преподаете может быть использовано не только во благо…
-- Так утверждать – это все равно, что говорить, что Пушкина убил пистолет, а не Дантес. Все можно использовать во зло. Понимаете, оружие абсолютно равнодушно, даже навыки боевые – то же самое оружие. Когда я преподаю некие гражданские аспекты в области использования боевого ножа, я сначала преподаю не технику и тактику применения ножа, а момент когда именно человек правомочен применить оружие. Меня поражает, что люди требуют право на ношения оружия, не осознавая другого критерия – права на производство выстрела. В интернете есть течение – все мечтают о короткостволе, ну такие ковбои - дайте нам пистолеты, у меня от этого холодок в душе – вы посмотрите статистику – разрешили пистолеты с резиновыми пулями и сколько трупов?! Каждый идиот считает своим долгом поругавшись на дороге выстрелить в голову водителю, который мимо проезжал и его подрезал. Человек пытается сделать из себя Бога, в этом то и разница что он пытается это сделать не имея Бога в душе. Он находит возможность чувствовать себя всесильным, имея в руках некий предмет. Мы говорим о нравственности, о духовном состоянии человека и только потом, когда мы видим, что человек понимает и осознает, мы даем эти знания. Я понимаю, что за тот короткий промежуток времени, что я провожу семинар, я не могу достучаться до сердца каждого человека в зале, и здесь я полагаюсь на устроителей этих семинаров – на то, что они проводят отбор тех, кто получит эти знания. Ну и сотрудники спецподразделений проходят отбор, оценку на проф. пригодность.
-- Добро должно быть с кулаками?
-- Абсолютно верно. Иисус Христос говорил – продай плащ, купи меч. Когда мне говорят, что православные должны смиряться, я отвечаю – безусловно, идет речь о внутреннем состоянии человека. И при этом Афанасий Александрийский сказал фразу, которая высечена на Афоне – «убийство врага на поле боя, есть проявление доблести чести».
Я провожу много семинаров для военных за рубежом – Германия, Австрия, Мексика, другие страны, но там я даю наши знания фрагментарно, потому что есть знания, которые мы должны оставить себе.
--Вы осознаете, что вы – носитель сакральных знаний?
-- Ага мне говорят, что я человек с харизмой, на что я отвечаю – анализы сдавал, харизмы не обнаружено.
--Что бы Вы пожелали посетителям Сибирского медицинского портала?
-- Будьте людьми, это очень просто, главное об этом никогда не забывать. Будьте человеком!