Чего не следует делать маме первоклассника
Учительницу надо искать не по регалиям, и не по программе, которую она преподает, а просто прийти на урок и послушать у двери.
Двадцать пузырьков валерьянки, плохая кардиограмма, отвратительные отношения с учительницей, хлопанье дверью и застывшие в воздухе слова моей дочери :
-- Надоела эта школа!!!
Так… вот что осталось у нас по «сухому» итогу за весь первый учебный год.
Возможно, мои рекомендации пригодятся и помогут молодой маме, ведущей в первый класс малыша, не сделать ошибок.
Я хочу поговорить о МОТИВАЦИИ. Как подготовить словесно ребенка к школе. Послушайте, что было у меня.
Весь год , как у нормальной семьи, не слетало с моих и мужа уст заветное слово – школа. Подготовка к школе, вечерние чтения, репетитор по выходным и все под соусом – вот пойдете в школу! А вот я была в школе!... А вот папа учился только на пятерки. Школа эта ваша работа!
То есть в итоге в сознании у ребенка загодя сформировался образ чего-то слишком ответственного.
Плюс добавили порох бабушки , тети, воспитатели в детском саду и, соседки возле дома и все напропалую твердили : «Будешь балду пинать – в школу не возьмут! Туда берут только хороших ребят», «В школе увидишь, как сложно учиться, еще обратно в сад запросишься», «Это еще цветочки, а вот в школе увидишь что будет !».
-- А Маша у нас только на отлично будет учиться, как папа. Точно Маша? – вроде как играючи спрашивала свекровь.
-- Точно, бабушка! – Со своей детской наивностью говорила внучка.
Желание, чтобы их ребенок был отличником или представление о том, что только хорошие оценки действительно отражают знания и успехи, оказалось крайне губительным.
Все эти наставления не несли никакого воспитательного характера, а наоборот, заставили тройняшек впасть в предлихорадочное состояние. В итоге в мальчиков вселилось чувство неуверенности. Они уже 1 сентября с порога запричитали что у них "ничего в школе не получится!".
И загодя объявили протест. Весь год мне пришлось объяснять обратное — что в школе не так все страшно. Мы делили листок на пополам и писали в одной части минусы в школе, а во второй плюсы. Я специально «раскручивала» мальчишек, разбалтывала их , и в конце домашних тренингов плюсов в школе оказывалось намного больше, чем минусов. Это подействовало. Дети шли в школу потому что там – классно попинать мячик с Матвейкой, на информатике есть любимый компьютер, а на уроке русского языка они обязательно узнают что-то новое, что можно потом рассказать с удовольствием папе (папу тоже пришлось подготовить. Он никак не хотел слушать информацию после работы, что звук «п» всегда мягкий после "е" и "и"). Но это были ниточки мотивации и для папы. Поскольку он вопрошал – "а на фига мне знать об этом?"
Но сложней оказалось с дочкой. Девочки по природе перфекционистки. Самой лучшей, самой умной, самой послушной… Если в детском саду у Маши это получалось, то в школе сразу и в один миг нет. (Еще и я масло в огонь подлила, поссорившись с учительницей). В итоге у Маши к концу второй четверти случались психологические срывы. А под конец года, я уже искала психотерапевта. Моей дочке виделись жуткие кошмары – как она убивает меня ножом! Как учительнице отрезает голову!
Каждое воскресенье мы шли на причастие. Но и батюшка под конец нас немного побаивался.
В доме поселилась истерия.
-- У меня ничего не получается! Я не смогу быть отличницей! Я все ненавижу. – Протест во всем. А это только первый класс.
Я пошла разбираться. Учительница мне не поверила. Особенно рассмешили ее фантазии моей дочки.
-- Да Маша хорошая девочка, что же вы на нее наговариваете?
Я расстроенная закрыла дверь в класс. Начался урок. Я остановилась, чтобы застегнуть ремешок на туфле. И в такой корявой позе застыла…
Из-за закрытой двери раздавался неистовый крик учительницы. Что она кричала, я не расслышала. Но с таким азартом кричат, когда хотят показать детям что они придурки…
-- Все! Детство у вас кончилось! -- Услышала я последнюю фразу.
Вот откуда эти кошмары у Маши. После мягкого детского садика – «кричалки» учительницы вызывали у ребенка жуткие ожоги на психике. Я села и заплакала. Домой я не пошла, а дождалась окончания урока.
-- А что вы хотите, -- Сказала она. -У меня 32 ученика . Они должны меня слушать… Не хотите у меня учится, выбирайте школу.
За этот школьный год я поняла, что учительницу надо искать не по регалиям (заслуженная или нет), и не по программе, которую она преподает, а просто незаметно прийти на урок и послушать у двери.
-- Что ты хочешь, у нее жизнь не устроена. Она мать –одиночка. Вот и кричит на детей. Да ты посмотри – то вдова, то разведенная, то старая дева, то еще не вышла, сильно молода. – Сказала подруга.
Учительница должна иметь нормальную психику, тогда и психика у детей будет нормальной . А ведь наша учительница заслуженный учитель России... Куда уж лучше-то…
У меня знакомый работает в автосалоне, поделился, что на днях приезжала женщина лет 50 с мужем.
-- Я ее спрашиваю – какую машину желаете?
А она толком ничего сказать не может. То кричит, то смеется, то плачет.. Я вообще подумал, что женщина наркоманка после дозы. Я просто очумел. Муж отвел меня в сторону и сказал , что она всего лишь учительница, причем заслуженная.
-- Ну, вы понимаете, сложный учебный год…
***
Пришлось нам с мужем все лето освобождать сознание дочки от гнета.
-- Маш, ты нам дорога. Мы тебя любим не за оценки, а просто , за то что ты есть!
-- Это правда?
-- Ну конечно, правда, правда! И получай любые оценки. Ты все равно прекрасна! Не бойся ошибаться.
-- Но если я ошибусь, меня будет ругать учительница. Она ведь на нас так кричит…
-- Ну и пусть. Ошибешься, зато лучше узнаешь что-то. Смотри, у меня сегодня не поднялся пирог… Но теперь я знаю, что духовку не надо открывать раньше времени.
-- Значит, и взрослые могут ошибаться. И даже наша учительница… -- для ребенка это было шоком.
Моя любимая цитата о школе Роберта Киосаки : «Когда школы насаждают убеждение, что ошибки, это плохо, они крадут у школьников навыки, которые пригодились бы им в поисках новых знаний. Мы крадем у них два основных навыка: падение и развитие, на которых базируется процесс обучения. Стоит ли после этого удивляться тому, что в школе правит страх, скука и слепое зазубривание правил?»
Ребенок медленно после лета начал выправляться, но все равно упорно боится считать – сколько дней осталось до школы.
-- У нас есть еще 10 дней.
-- Не говори! Не хочу ничего о школе слышать!
Знаю только одно, что во втором классе, когда пойдут оценки будет еще труднее. Я мысленно готовлюсь. И главная проблема у меня будет не в том, справится ли с программой моя Маша, а в том, сможет ли она психологически выстоять перегрузкам. Задача – помочь выстоять.
***
Вот так… Я думаю, что первый класс учителя должны не идти по заданной программе – считаю, что все Петерсоны, «Перспективы» и другие программы не понимают, главной своей ошибки – засорения мозгов детей. Учителя должны посвятить целый год плавному переходу с узкойкалейных детсадовких рельсов на плотные рельсы школы. Мягко. Без криков, что детство кончилось. Лично я бы посоветовал наоборот, больше игр. Больше викторин. И меньше жестких парт и звонков, неподъемных ранцев, совершенно бессмысленных мягких «л» и «п». В первом классе дети должны понять одно – как классно научиться добывать знания! Как это интересно!
А мне, как родителю, надо научится давать сигналы любви, чтобы ребенок понял, что он любим независимо от оценок.