В России вновь не хватает авиакеросина
С начала года топливо подорожало на 40%, и это не предел, говорят аналитики, советуя пассажирам и авиакомпаниям готовиться к дополнительным расходам и убыткам.
В России вновь наметился дефицит авиакеросина, запасы которого на исходе. Минтранс заявляет, что оно может закончиться еще до конца месяца. С начала года топливо подорожало на 40%, и это не предел, говорят аналитики, советуя пассажирам и авиакомпаниям готовиться к дополнительным расходам и убыткам.
В качестве объективных причин дефицита аналитики называют только модернизацию НПЗ и крупные поставки для нужд Минобороны, других нет. Тем более что производить авиакеросин в России выгодно, он не облагается пошлиной, нет проблем и с его реализацией. Резкий рост цены аналитики называют спекулятивным. Регулятором цены может стать биржа, но как заставить покупателей отказаться от контрактной системы не знает никто, потому что все покупатели уже законтрактованы и связаны с нефтяными компаниями напрямую. Перевести их на биржевые торги трудно, потому что они могут оказаться в ситуации, когда совсем останутся без нефтепродуктов, поэтому они не готовы рисковать и продолжают заключать контракты с нефтяниками напрямую.
Между тем, с биржи авиакеросин и вовсе исчез больше недели назад. За период с 1 по 7 октября на ней не продали ни одной тонны, но даже в периоды бездефицитных поставок реализации на бирже не превышают 10 процентов от общей торговли авиатопливом.
Перебои с топливом может решить росрезерв, решение о выделении из госхранилища 180 тысяч тонн топлива принято еще в августе, когда появились первые признаки дефицита керосина, но распечатать запасы государство до сих пор не решилось. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил, что авиакеросин из росрезерва решено направлять напрямую авиаперевозчикам, а не нефтяным компаниям. При этом Песков считает, что дефицита нет - нехватка топлива ежегодная проблема и связана с переходом на зимний авиакеросин.