Главный врач перинатального Центра Андрей Павлов: " Перед нами поставлена задача - выхаживать новорожденных весом в 500 граммов"
К строительству перинатального центра в Красноярске пристальное внимание не только со стороны жителей края, местного руководства, но и руководителей страны. Один из самых масштабных медицинских проектов скоро будет введен в эксплуатацию.
Андрей Владимирович, строительство перинатального центра – сегодня это важнейший, и , наверное, самый глобальный проект в крае. Такая клиника давно необходима Красноярску и краю, внимание к строительству пристальное, в том числе и на самом высоком федеральном уровне… . Дата сдачи объекта назначена на ноябрь. Успеете?
Действительно, открытие в крае такого масштабного медицинского учреждения - это сегодня приоритетная задача не только краевого, но и федерального значения. Кстати из 3,5 млрд. рублей выделенных на строительство центра, 750 млн. - это федеральные деньги. С января 2012 года наша страна переходит на стандарты Всемирной организации здравоохранения, которые требуют выхаживания недоношенных новорожденных детей с экстремально низкой массой тела. Нам нужно успевать. За последние пять лет количество родов выросло на 20 процентов, только в прошлом году было зарегистрировано больше 38 тысяч родов. Радует, что эта тенденция сохраняется и в этом году.
Вот только одновременно с этим, в нашем промышленно-сырьевом крае растет заболеваемость среди беременных женщин. А где болезни – там и риск осложнений при вынашивании ребенка и родах. Около 20 процентов будущих мам оказываются в группе высокого риска, которая требует уже другого уровня подхода к оказанию помощи. В прошлом году было зарегистрировано 7,5 тысяч проблемных родов. И среди них немало случаев, на которые в обычных роддомах адекватно отреагировать пока не в состоянии. То есть, в них могут работать сколь угодно замечательные специалисты, однако технологически многих вещей в сегодняшней родовспомогательной сети обеспечить пока невозможно. Что касается порядка открытия нашего центра, то в ноябре мы планируем открыть поликлинику, а в декабре заработает стационар, который выйдет на полную мощность через 4-5 месяцев.
__В Центре возможно будет оказывать всю необходимую, даже высокотехнологичную медицинскую помощь?
__Это первый объект такого рода на территории края. Он рассчитан на две с половиной тысяч госпитализаций в год. Медучреждения в системе здравоохранения распределяются на три уровня оказания помощи, но в крае пока существует всего два уровня родовспомогательных учреждений.
При постановке будущей мамы на учет в женской консультации определяется ее «группа риска». Учитывается возраст, перенесенные операции, наличие или отсутствие заболеваний и так далее. В зависимости от группы риска принимается решение, где женщина будет рожать, каким способом и в какие сроки. При низкой степени акушерского риска можно рожать по месту жительства - это первый уровень. При средней или высокой - в межрайонном центре, или в одном из специализированных роддомов Красноярска, которые структурированы по патологиям - это второй уровень.
_Перинатальный центр – это третий уровень, где будут сконцентрированы самые современные ресурсы родовспоможения для оказания высокотехнологичной помощи женщинам и новорожденным самой высокой группы риска. _
Это будет современное учреждение, внутренняя архитектоника и оснащение которого выстроена по международным стандартам. 90% палат построено по принципу размещения «мать и дитя», с индивидуальными санузлами, и другими удобствами, вплоть до интернета.
Если в обычном роддоме матери отдельно, дети отдельно, то тут уже принципиально иной подход к организации процесса. На нашем вооружении будут 2 современные неонатальные реанимации, прекрасно оснащенная акушерская реанимация, 3 больших родовых операционных зала, более 10 индивидуальных родовых, отделения гинекологии, патологии малых и больших сроков беременности, родовое отделение, акушерское и неонатальные реанимационно-анестезиологические отделения и т.д. Установлены новый рентгенографический комплекс, ангиограф, магнитно-резонансный томограф, аппаратура УЗИ экспертного уровня, высококлассное эндоскопическое оборудование и прочее.
Повторю, это не большой родильный дом, в обычном понимании, а учреждение нового типа, куда идет отбор самых тяжелых пациенток со всего края - беременных женщин высоких групп риска, которые и вносят в статистику отрицательные показатели. Сроки пребывания в центре гораздо более высокие. Если женщина с нормально протекающей беременностью, как правило, выписывается из роддома через 4-5 дней, то в центре мать и ребенок могут находиться намного дольше.
Что принципиально изменится в оказании помощи беременным женщинам и новорожденным малышам?
С января следующего года перед перинатальным здравоохранением поставлена новая задача: выхаживаение новорожденных с экстремально низкой массой тела – от 500 грамм, то есть от 22 недель беременности. По старым нормативам, выхаживаются новорожденные от 1 килограмма, то есть от 28 недель. Плод меньшей массы не доживший до 7 дней не считался живорожденным новорожденным, и в статистику младенческой смертности не входил. Решение этой задачи лежит в принципиально новом подходе к организации перинатальной помощи, уровню медицинских технологий. Это касается и углубленных методов дородовой, интраоперационной и послеродовой диагностики, акушерских и реанимационных пособий.
Сейчас, с целью улучшения демографической ситуации в стране, уже построено и строятся более 20 высокотехнологичных центров. В них концентрируются лучшее оборудование и кадры. В нашем центре при общей площади в 35 тысяч квадратных метров – 190 коек. Это очень хорошие показатели, с точки зрения распределения площади на коечный фонд. Да и сама по себе внутренняя компоновка и оснащение выстроено для максимально эффективного оказания помощи, комфортного пребывания и мамочек с малышами, и медперсонала.
Потребности региона в такого рода помощи учитывались?
Конечно, учитывались. По первому проекту центр был рассчитан на 130 коек. Но у нас регион очень сложный по территориальным масштабам, по структуре населения, по потребности в высокотехнологичной помощи, поэтому было принято решение расширить коечный фонд. На ближайшую перспективу этого достаточно для того, чтобы стабилизировать смертность как среди новорожденных, так и среди матерей. Кроме того, край испытывает острый дефицит в реанимационных койках для новорожденных: потребность составляет порядка 150 коек, а у нас в регионе их пока всего 35.
В нашем центре предусмотрено дополнительно 25 таких коек в отделении реанимации, плюс 12 мест в палатах интенсивной терапии второго этапа выхаживания. При этом предусмотрен технологически совершенно новый уровень оснащения. Все оборудование международного уровня и последнего поколения. Сейчас персонал, который будет на нем работать, проходит обучение на местных и центральных базах, планируется также учеба за рубежом.
Кто будет работать в перинатальном центре? Учитывая дефицит хороших кадров, особенно «узких» специалистов, как будете набирать штат, планируете приглашать врачей из других регионов?
Что касается переезда врачей из других регионов, то с этим существуют большие трудности, несмотря даже на то, что мы предоставляем жилье. Прежде всего, мы рассчитываем на приток специалистов из медучреждений города и края. Чем ближе к открытию, тем больший интерес к центру проявляют и врачи, и средний медперсонал, поэтому на ряд вакансий даже существует конкурс. Однако, принимая во внимание тот факт, что оснащенность родовспомогательной сети города и края акушерами-гинекологами, анестезиологами и реаниматологами от 45 до 50 процентов, мы стараемся сделать этот процесс для родильных домов, как можно более щадящим.
Почему существует такой острый дефицит специалистов?
Потому что перинатальная медицина очень ответственное и сложное направление в системе здравоохранения. Не простое и с эмоциональной, и с чисто физической точек зрения. Сейчас же выпускники медицинских учебных заведений больше в стоматологию или косметологию идут, ищут работу попроще, или вообще идут работать не по специальности. Сегодня федеральное и региональное правительства принимают меры, строят центры, увеличивают зарплату, занимаются оснащением больниц. Все это есть – но нужно еще и модернизировать сознание. Нужно перестроить отношение населения к своему здоровью, а медицинских работников к своей профессии. А это процесс довольно-таки инертный. Что касается медиков, то здесь важен и материальный мотивационный фактор.
Это здорово, что появится великолепно оборудованный, технологически совершенный центр, интересный для любого врача в плане профессионального роста, но уровень зарплаты все равно остается ключевым фактором желания работать. Хороший специалист не должен стоить дешево, а низкооплачиваемый специалист не может работать с полной отдачей, не может быть заинтересован в повышении своего квалификационного уровня, что в конечном итоге отражается на функционировании системы здравоохранения в целом. Несомненно, есть исключения, есть альтруисты, энтузиасты, работяги, абсолютно отдающиеся профессии, и я преклоняю перед ними голову – но теперь это все-таки редкость.
Как думаете, когда-нибудь вопрос с заработной платой врачам будет решен?
Этот вопрос нельзя решить одномоментно. Но проблема условий труда медиков и заработной платы все-таки решается. Не секрет, что состояние здравоохранения, как и всей бюджетной сферы – это зеркало отношения государства и состояния экономики страны в целом. Пример тому - национальная программа модернизация здравоохранения и краевая программа по укреплению материально-технической базы. В программе модернизации здравоохраниения определены три направления: обновление материальной базы (капитальные ремонты) и материально-техническое оснащение (это оборудование и технологии), второе - внедрение новейших информационных систем, и третий – разработка и внедрение стандартов оказания медпомощи, обеспечение ее доступности для населения. И здесь важный акцент сделан на материальное стимулирование медработников.
Каким образом?
При выполнении стандартов оказания медицинской помощи медучреждение получает финансирование. Кто участвовал в разработке и внедрении стандартов – на того распространяется материальное стимулирование. Кроме того, губернатор с июля этого года принял решение дополнительно финансировать медиков так называемых "интенсивных специальностей" - хирургов, анестезиологов, реаниматологов и акушеров-гинекологов. Это очень важно , что власть начала решать этот вопрос. Деньги на первый взгляд небольшие – 5-7 тысяч рублей – однако при заработной плате в 12-15 тысяч и это, согласитесь, уже хорошо. То есть движение есть.
Но это движение протяженное во времени. А центр должен заработать в полную силу уже в следующем году…
На старте картина с центром складывается неплохая. Есть стержневые специалисты, вокруг которых будет воспитываться молодежь. Есть система переподготовки кадров, есть целевая подготовка молодых специалистов в медуниверситете. На базе краевой детской больницы и перинатального центра будет работать 8 кафедр медицинской академии: акушерства и гинекологии, реанимации, педиатрических направлений. Сейчас важно не только запустить центр, но и наладить взаимодействие между Центром и краевой детской больницей. Это будет единый организм, функционирующий и работающий на одну задачу – сделать все возможное, чтобы ребенок и его мать были здоровы. Сначала помощь беременным, потом новорожденным, и далее, по по мере развития - наблюдение, диагностика, лечение, реабилитация.
Кстати, сейчас на нашей базе получает новый импульс развития "Центр восстановительного лечения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и неврологическими расстройствами". Дети, рожденные с экстремально низкой массой тела, будут требовать особого подхода, ведь выхаживание и реабилитация таких детей - это очень длительный процесс, требующий колоссальных усилий и родителей, и медиков.
__ Андрей Владимирович, долгое время Вы возглавляли крупное фармацевтическое предприятие, сейчас вернулись в практическую медицину. Есть разница в управлении?
__Несомненно есть. Бизнес, пусть и государственный, есть бизнес, а руководство таким значимым для края многопрофильным медучреждением - это совершенно другое, и с точки зрения управления, и с точки зрения ответственности. Но, вы правы, я сам несколько лет проработал в Краевой детской больнице заведующим отделением реанимации, хорошо знаком с коллективом, в который вернулся в новом качестве. Мой приход был многими ожидаем, и это значительно облегчает процесс совместной адаптации. Также без особых проблем я вижу и вливание в действующий коллектив новых сотрудников перинатального центра. Работа предстоит, безусловно, сложная но очень интересная.
Насколько для Вас важна эта работа?
Эта важность для меня прямо пропорциональна важности нашей работы для края и страны в целом. Ведь состояние службы охраны здоровья матери и ребенка - есть ключевой показатель состояния системы краевого здравоохранения, находящайся под самым пристальным вниманием Губернатора края.
Какие расставили для себя и коллектива приоритеты в работе?
Первое - это наши пациенты. Мать и дитя - главные действующие лица нового центра. Работа и забота всего персонала должна быть направлена на создание наилучших условий для обследования, лечения и выхаживания. Все, от пациентов до родственников должны быть полностью информированы и уверены в своевременности, качестве и безопасности всех лечебно-диагностических мероприятий, а мы, безусловно, должны их обеспечить.
Второе - кадры. Прежде всего нужно усилить работу по привлечению, подготовке и обучению кадров. Это, на сегодняшний день, самый трудный, но решаемый вопрос. Необходимы как перераспределение и переподготовка действующих в системе краевого здравоохранения специалистов, так и целевое обучение молодых кадров в медуниверситете и медучилище. Сам перинатальный центр в последствии должен стать новым центром обучения профильных краевых специалистов всех уровней медицинской помощи.
Третье - технологии и компетентность. Наука и практика здесь должны быть едины не на словах, а на деле. Новые, самые современные технологии в акушерстве, перинаталогии, реанимации, диагностике - вот те инструменты, которые позволят в корне изменить текущую ситуацию. Со времен работы в Норильске и Краевой детской больнице у меня есть многолетний опыт организации приближения высококвалифицированной консультативной и реанимационной помощи детям в самые удаленные районы края. На этой основе, впоследствии, был организован и акушерский региональный консультационный центр. Сегодня эту работу мы можем наладить на более высоком качественном уровне, например с помощью новейшей системы перинатального аудита, как средства снижения репродуктивных потерь.
Четвертое - системный подход. Только система обеспечивает строгую дисциплину и исполнительность на каждом рабочем месте в масштабе всей организации. Как будет организован процесс, таковы будут и результаты. Просветительная и профилактическая работа с молодежью, планирование семьи, алгоритмы взаимодействия служб центра, соблюдение стандартов и протоколов оказания медицинской помощи на всех уровнях, сквозной менеджмент качества, организация работы с межрайонными центрами и краевыми учреждениями, Министерством здравоохранения, Фондом обязательного медицинского страхования и взвешенный хозяйственный аутсорсинг. Всё это важные аспекты деятельности для решения главных задач - сведение к нулю материнской смертности от управляемых причин, кардинальное снижение репродуктивных потерь, достижение общероссийских показателей перинатальной и младенческой смертности, и тем самым улучшение демографической ситуации в крае.
Пятое - качество. Сегодня это приоритетный проект. К нему приковано внимание всех и каждого - от Президента, Губернатора, министра до рядового специалиста. Поэтому важно не просто достичь тех целей, о которых мы уже говорили, и которые перед нами поставило государство, но и вместе заглянуть в будущее. В настоящее рыночное будущее медицины. Конкуренции не избежать. Поэтому нам необходимо достичь самого высокого конкурентного уровня медицинской услуги. Она должна быть технологичной, стильной, качественной, экономически эффективной и востребованной на рынке.
Груз ответственности давит?
Давайте я на эту тему лучше расскажу анекдот про бригаду Иванова. Так вот, бригада Иванова заключила с дирекцией судостроительного завода договор о покраске парохода. Покрасив половину парохода Иванов приходит к руководству завода и требует полный расчет. Те, удивленно его спрашивают, мол, - "как же так, вы покрасили половину, а требуете полной оплаты!". Тогда Иванов достает договор в котором написано: Бригада Иванова с одной стороны и дирекция завода с другой стороны доворились о покраске парохода... Мораль сей истории такова, что любое большое дело - это дорога со встречным движением, и успех зависит от совместной работы! А для этого необходимо отличное здоровье и удача, чего я и желаю всем моим коллегам и читателям портала!