В Красноярске состоится мировая премьера оратории "История мастера", посвященная В.И. Сурикову
24 января в день рождения нашего великого земляка - живописца Василия Сурикова в Красноярске на сцене Большого концертного зала филармонии состоится мировая премьера оратории норильского композитора Владимира Примака "История мастера".
24 января в день рождения нашего великого земляка - живописца Василия Сурикова в Красноярске на сцене Большого концертного зала филармонии состоится мировая премьера оратории норильского композитора Владимира Примака "История мастера". Музыкальная драма появилась под влиянием семи выдающихся исторических полотен Василия Сурикова и завершает VI Зимний Суриковский фестиваль искусств. О том, как создавалось это произведение, сегодня на пресс-конференции рассказал сам композитор, исполнители и организаторы премьеры.
В исполнении оратории будет задействовано около 200 артистов: Хор солистов "Тебе поемъ" под руководством Константина Якобсона, камерный оркестр Михаила Бенюмова, хор и симфонический оркестр Красноярской государственной академии музыки и театра, хор Красноярского театра оперы и балета, солист Государственного академического Мариинского театра, заслуженный артист России Александр Морозов (бас), солисты Красноярского театра оперы и балета Анастасия Лепешинская и Виталий Осипов.
Идейным вдохновителем этого масштабного произведения стала доктор искусствоведения и председатель Красноярской региональной организации "Союз композиторов России" Людмила Гаврилова: "Мы поставили перед композитором Примаком сложную задачу- сложную на идейно-смысловом уровне. Творчество Сурикова отличается исторической глубиной мышления и сопричастностью, и нужно было не просто музыкально проиллюстрировать исторические полотна художника, но увидеть их глазами мастера с одной стороны, и своими глазами - глазами современного творца с другой".
Поскольку исторические картины Сурикова неразрывно связаны с традициями русской православной церкви, есть в оратории и литургический план ( молитва старца Симеона, Третий псалом Давида, Откровение Иоанна Златоуста), также композитором широко использовались фольклорные мотивы - казацкие песни и обряды. В либретто Владимир Примак включил стихи М. Волошина, В. Захарова, интервью Сурикова Волошину, "Повесть о боярыне Морозовой" (летопись XVII века).
"У меня нет авторских амбиций, я прислушивался ко всем советам, ко всем пожеланиям, потому что понимал всю масштабность такого произведения как оратория. Это было очень ответственно для меня, и я очень переживал. Но когда приехал в Красноярск и побывал на первой репетиции, я успокоился. Потому что исполнительский потенциал не вызывает никаких сомнений, уровень музыкантов, уровень подготовки хора чрезвычайно высокий, я уже не говорю о солистах", -делится впечатлениями композитор Владимир Примак.
"Когда мне предложили принять участие, я не раздумывал, к тому же удачно совпал график гастролей - было окно перед поездкой в Турин. Очень серьезный подход и материал благодатный - большой исторический пласт. Суриков, как и другие наши русские живописцы, - это часть России, это наша душа. Мне было очень интересно работать", - признается ведущий солист Мариинского театра Александр Морозов.
Магическая цифра 7 определила и семичастную структуру оратории, обрамленную Прологом и Эпилогом. Семь частей - семь полотен художника и семь страниц русской истории: "Утро стрелецкой казни", " Меньшиков в Березове", "Боярыня Морозова", "Взятие снежного городка", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы" и "Степан Разин".
"Мне самому всегда хотелось знать о художниках то, что вы хотите обо мне написать, и не находил таких книг. Я вам все о себе рассказал по порядку. Думал, так жизнь моя и пропадет вместе со мной. А тут все-таки кое-что останется...", такие слова самого Сурикова звучат в финале оратории "История мастера".