Обнародованы обстоятельства гибели буровой платформы "Кольская"
Что произошло с платформой удалось узнать по СМС-сообщениям, которые отправляли рабочие, и дневнику погибшего страхового агента. Записи из его электронной почты опубликовала газета "Известия".
Стали известны обстоятельства катастрофы, произошедшей с буровой платформой "Кольская", затонувшей в Охотском море в декабре 2011 года и унесшей жзни нескольких десятков человек. Что произошло с платформой удалось узнать по СМС-сообщениям, которые отправляли рабочие, и дневнику погибшего страхового агента. Записи из его электронной почты опубликовала газета "Известия".
Из писем погибшего 50-летнего болгарина Живко Жекова, который приехал, чтобы осмотреть платформу перед заключением договора о страховании, понятно, что люди до последнего боролись за спасение судна.
Шторм начался 17 декабря. Оказалось, что ни буксир "Нефтегаз-55", ни ледокол "Магадан" не способны вытянуть платформу. Команда начинает отправлять один за другим запросы на вызов дополнительного буксира, но руководство компании "Арктикморнефтегазразведка" на просьбы о помощи не откликается. Шторм усиливается, и на грани аварии находится уже не только "Кольская".
"Нефтегаз-55" сообщил о том, что у них сломана часть палубы: трос срезал фальшборт на корме. Сломана ветровая защита носовой опоры, поврежден локальный контроллер. На "Кольской" старший помощник капитана рапортует, что один ящик с гидрокостюмами сломан и волна смыла их. Капитан Сергей Данилов сообщает, что вода поступает в вентиляционные трубки и заливает аккумуляторные батареи.
Ночью, согласно записям Жекова, ситуация усугубляется. Капитаны всех судов продолжают обзванивать все инстанции. Буксир никто не дает. Вода тем временем уже начинает поступать в носовые танки и жилые помещения. Первый внятный приказ на "Кольской" получили только к шести утра — опустить в воду опорные колонны, чтобы повысить устойчивость платформы.
Но сделать это уже невозможно: тормоза примерзли. У ледокола "Магадан" не устранены проблемы с буксирным тросом. У буксира "НГ-55" тоже проблема с буксирным тросом.
К девяти утра волны смывают с "Кольской" шлюпки. Платформа подает сигнал SOS, экипаж готовится к эвакуации. На запросы капитана прислать вертолет, приходит сообщение, что ждать его стоит только через несколько часов.
Сообщили, что вертолет придет к 15:30. Будут три группы по 12 человек. Первая — на "Магадан", две — на "НГ-55".
"Кольская" затонула раньше — после полудня. Из 67 членов экипажа, находившихся на борту, удалось спасти только 14 человек.
Напомним, что через неделю после трагедии дочь одного из капитанов затонувшей буровой платформы Михаила Терсина обвинила в трагедии руководство мурманского ОАО "Арктикморнефтегазоразведка", которому принадлежит буровая установка. По ее словам, капитан с многолетним стажем Михаил Терсин "ушел на берег по возрасту", но был вынужден отправиться в рейс на буровую в помощь капитану Козлову под давлением исполняющего обязанности генерального директора компании Юрия Мелехова. Терсин и Козлов говорили, что буксировка в это время года - это почти самоубийство.
На это в компании ответили, что СПБУ "Кольская" завершила в 2011 году капитальный ремонт, который контролировали Российский морской регистр судоходства и норвежское квалификационное общество "DNV". Все переходы установки на Дальний Восток в Магадан на точку бурения и обратно осуществлялись в соответствии с действующими нормативами, принятыми в мореплавании для эксплуатации данных установок. Был разработан и проект буксировки, одобренный регистром, и соответствующие инструкции, регламенты. Были проведены все необходимые учения и тренировки по спасанию на водах.