Почему девочки ведут себя как мальчики?
Вероника отказывается носить платья и заколки: «Я – человек-паук!»
Познание атома – детская игра
по сравнению с загадками детской игры.
(Альберт Эйнштейн)
Семья Крыловых ждала второго ребенка. Первым был сын, поэтому очень хотели девочку. Родилась Вероника, но, странным образом, девочка "превратилась" в мальчика. Сейчас Вероничке 4 года, в шкафу висят платья, блузки и юбки, полки завалены куклами и детской посудкой, но девочка не играет в эти игрушки, не носит платья и бантики. «Я – человек-паук!» – заявляет она, носит джинсы и бейсболки, играет игрушками старшего брата: трансформеры, спайдермены и машинки. Смотрит мультики про человека-паука и черепашек-ниндзя. Мама разводит руками: так ждали девочку, заколочек и резинок накупили, но Вероника отказывается носить платья и заколки.
Алексей старше сестры на 11 лет. Родители люди занятые, имеют небольшой бизнес, поэтому доченька часто оставалась под присмотром старшего брата, от которого и переняла все мальчишеские замашки. Брат, в свою очередь, очень внимательно отнесся к сестренке, всегда с готовностью присматривал за ней в отсутствие родителей, играл, рисовал, усердно занимался с ней. Сказалась и солидная разница в возрасте, Леша осознанно подошел к появлению еще одного ребенка в семье. Он за одиннадцать лет успел сполна получить любовь и внимание родителей, поэтому не ревновал маму к любимой Вероничке, а даже, наоборот, стал маленьким помощником.

Родители Вероники «по-мужски» воспитали сына, а потом в силу своей занятости отвели ему роль воспитателя для дочери. Мальчик, не зная других методов воспитания кроме собственных, последовал педагогическому примеру родителей. Вероника играла с ним в одни игры, на равных водилась с его друзьями, смотрела те же фильмы и т.д. Результат не заставил себя долго ждать. К тому же Вероника родилась гиперактивным ребенком, ей нравилось привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. Мама с папой пытались донести до нее, что девочка должна быть тихой, послушной и безропотной, но врожденный темперамент брал вверх, поэтому навязывание и подавление вызвало в данном случае обратный эффект — усиление "неженственности".
Задатки эмоционального развития ребенка закладываются до трех лет, интересы целиком сосредоточены на близких людях. В семье Крыловых именно старший брат стал примером для подражания маленькой девочки, она «считывала» его эмоциональное реагирование на различные ситуации, подражала его мимике, движениям, копировала его состояние и поведение. Поэтому к четырем годам у нее выработались соответственные навыки и привычки, а также предпочтение мальчишеским играм и игрушкам. В принципе, в здоровом воспитании нет ничего плохого, но девочки, не имея возможности играть в сюжетно-ролевые игры с куклами, могут испытывать в дальнейшем проблемы в семейной жизни. Ведь такие игры — это своего рода тренинг, в ходе которого отрабатываются не только практические навыки взрослой жизни, но и различные типы внутрисемейных отношений.

С давних времен игровые предпочтения мальчиков и девочек были направлены на сферы хозяйственно-бытовой деятельности. Девочки играли с тряпичными куклами, олицетворяющими материнство, мальчики с более подвижными предметами типа колесика, болтика, символизирующими тяжелую работу. Пересечение игровых интересов происходило лишь в играх, направленных на оттачивание и тренировку двигательных навыков, типа догоняшки, прыгалки на скакалке, игра с мячом и т.п., а также в совместных играх, рассчитанных на смекалку и развитие речевых навыков, типа игры в прятки, жмурки, круговые игры-хороводы.
У современных детей выбор игрушек и игр гораздо богаче. Большое влияние на формирование игровых предпочтений современных детей оказывает телевидение и другие средства массовой информации, а также серийное производство игрушек, изображающих героев популярных мультфильмов. Девочки, играя с куклами, моделируют различные типы женской деятельности: магазин, больница, салон мод, парикмахерская, детский сад, школа и т.п. А также внутрисемейные ситуации: взаимоотношения с родителями, уход за детьми, домашняя работа. Мальчики в своих манипулятивных играх с различными мужскими фигурками типа терминатора уделяют внимание приключенческо-авантюрным сюжетам, ситуациям конфликта, насилия, соревновательности и конкуренции: войны, бандитские разборки, космические путешествия и т.д.
«Куклы» мальчиков, если присмотреться, более подвижны и динамичны, чем куклы девочек. Например, у трансформера руки движутся не только в плечевом, но и в локтевом суставе, что говорит о том, что традиционно мальчиков готовили к более активной жизни, отводя роль охотника, добытчика, воина. У девочек игрушки более статичны, кастрюльки мирно стоят на плите, а не летают, как самолетики у мальчиков. Поэтому девочке отводилась роль спокойной терпеливой хозяйки, заботливой мамы. Игры девочек всегда на виду, поэтому женщины более эмоциональны и открыты. У мальчиков подпольный военный штаб засекречен, поэтому мужчины чаще всего замкнуты и малоэмоциональны.
В современном мире девочки с удовольствием играют в те же игрушки, что и мальчики. «Военные» игрушки, например, помогают ребенку избавиться от агрессии, выплеснуть энергию. Конечно, когда юная леди носится по детской площадке с пластмассовым пистолетом или автоматом в руках это не вызывает восхищенных возгласов сторонних людей. Но с другой стороны, если родители запретят девочке играть этими игрушками – они не дадут ей возможности избавиться от лишней энергии и негативных эмоций, а это намного хуже для ребенка.

Учитывая гиперактивность Вероники, она быстро освоила мальчишеские игры, которые ежедневно были перед ее глазами. В четыре года ребенок особое внимание уделяет игре, умеет сосредотачиваться, подстраиваться и фантазировать. Поэтому неудивительно, что в семье Крыловых появился человек-паук. Под влиянием брата девочка никак не может усвоить роль, идентичную своему полу (обычно, это происходит у детей к пяти годам). В результате растет девочка, похожая на мальчика и внешне, и по поведению. К счастью, с наступлением полового созревания мальчикоподобные девочки, как правило, становятся девушками, со всеми свойственными им физическими и психическими особенностями, но такие девушки более самоотверженны, выносливы, мобильны.
Однако не стоит так рано навешивать девочке ярлык «мальчик». Любой ярлык, любая навязанная ребенку роль могут только сковывать его развитие. Женственность еще никто не отменял. Еще не поздно заложить женские качества. Поэтому родителям Вероники стоит внимательно и ненавязчиво отнестись к дочери. Почаще давать ей возможность общаться и играть с девочками-подружками. По мере взросления маме необходимо приучать дочь к ведению домашнего хозяйства, а также на собственном примере учить сопереживанию и другим проявлениям эмоций. Тогда из девочки вырастет универсальная женщина готовая справляться как с женскими, так и с мужскими проблемами. Что само по себе и неплохо в условиях суровой действительности.


























