Назаровская ЦРБ выплатит родителям женщины, умершей во время родов, более 400 тыс рублей
По имеющимся доказательствам причиной смерти мог являться анафилактический шок на введение анестетиков или спинальный блок при проведении спинальной анестезии.
Красноярский краевой суд удовлетворил иск родителей молодой женщины, которая умерла в назаровской ЦРБ во время родов.
Как сообщили в суде, супруги из города Назарово, воспитывающие малолетнего внука, обратились в суд с иском к назаровской больнице о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда в связи со смертью дочери во время родов.
Из материалов дела следовало, что дочь истцов поступила в отделение патологии беременности родильного отделения МБУЗ «Назаровская центральная районная больница». Через двенадцать дней с согласия пациентки ей сделали операцию кесарева сечения под местным обезболеванием (спинальной анестезией). Экстренная операция в 39 недель беременности была проведена по причине неэффективности консервативной терапии и развития острой гипоксии плода. Родился здоровый мальчик.
Но во время операции у женщины перестал определяться пульс, сильно упала артериальное давление, через четыре часа молодая мама умерла в реанимационном отделении от острой сосудистой недостаточности. На основании решения экспертно-консультативного совета по материнской смертности Министрерства здравоохранения края, основной причиной смерти стало или осложнение в виде анафилактического шока (молниеносной формы) на введение лидокаина из-за индивидуальной непереносимости медикаментозного препарата, или спинальный блок при проведении спинальной анестезии во время родоразрешения.
Эксперты сделали вывод, что при проведении анестезии дефектов, которые могли бы обусловить остановку сердечной деятельности и наступление смерти пациентки допущено не было: нарушений тактики ведения анестезии не имелось, количество лидокаина рассчитано верно. Однако и экспертно-консультативный совет, и эксперты новосибирского бюро судебно-медицинской экспертизы нашли дефекты в оказании медпомощи.
"По данным экспертно-консультативного совета, наблюдение беременной дежурным персоналом осуществлялось в недостаточном объеме; не была проведена кардиотокография в родах - метод, позволяющий в комплексе с клиническими данными объективно оценить характер сердечной деятельности плода; выбран нерациональный метод анестезии для оперативного родоразрешения при клинических симптомах острой гипоксии плода и склонности пациентки к гипотонии; перевод из родильного дома в реанимационное отделение осуществлялся в тяжелом состоянии родильницы с нестабильными показателями гемодинамики (кровообращения). По заключению новосибирских экспертов выбор метода спинальной анестезии наоборот являлся правильным. Но имелись дефекты при проведении реанимационных мероприятий: с запозданием начата стимуляция сердечной деятельности", - пояснили в краевом суде.
Однако согласно выводам обеих экспертных комиссий, указанные ими дефекты способствовали ухудшению состояния пациентки, но прямой причинной связи их с наступлением смерти по имеющимся данным не усматривалось. В связи с отсутствием причинно-следственной связи между действиями (бездействием) врачей и наступлением смерти пациентки, обусловленной осложнением при проведении спинальной анестезии, Назаровский городской суд отказал истцам в удовлетворении исковых требований.
Родители умершей подали апелляционную жалобу в Красноярский краевой суд, который принял другое решение. Краевой суд указал, что причина смерти не установлена, так как имели место противоречия между клиническими данными и данными судебно-медицинских исследований, ответчик не представил на судебно-медицинское исследование плаценту в связи с ее уничтожением, а близкие родственники отказали экспертной комиссии в эксгумации трупа. По имеющимся доказательствам причиной смерти мог являться анафилактический шок на введение анестетиков (лидокаина и новокаина) или спинальный блок при проведении спинальной анестезии.
При принятии решения суд второй инстанции учел противоположные выводы экспертов относительно обоснованности применения метода спинальной анестезии; установленные экспертами недостатки лечения пациентки в отделении патологии, дефекты ведения родов и реанимационных мероприятий. В итоге, суд пришел к выводу, что недостатки оказания врачами медицинской помощи в совокупности способствовали наступлению последствий в виде смерти пациентки, и в соответствии со статьей 1068 ГК РФ, обязывающей юридическое лицо возместить вред, причиненный его работниками при исполнении трудовых обязанностей, возложил гражданско-правовую ответственность на больницу.
В ноябре 2012 года Красноярский краевой суд постановил взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Назаровская центральная районная больница» в пользу родителей умершей компенсацию морального вреда по 200 тыс. рублей каждому, а также в пользу отца расходы на погребение 7 тыс. рублей, расходы по оплате судебно-медицинской экспертизы 33,1 тыс. рублей и возврат оплаты госпошлины 400 рублей.