Фигурант "болотного дела" покончил с собой в Нидерландах в центре для беженцев
Конструктор-ракетчик из закрытого конструкторского бюро сбежал в Нидерланды после того, как против него было возбуждено уголовное дело за участие в беспорядках на Болотной площади. Пытался получить политическое убежище, но получил отказ. Пребывал в депрессии, совершил несколько попыток суицида и, наконец, покончил с собой в центре для беженцев.
Александр Долматов, бывший ведущий конструктор на закрытом ракетном предприятии ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», член незарегистрированной партии "Другая Россия", возглавляемой Эдуардом Лимоновым, покончил с собой в Нидерландах в центре для беженцев. Эту информацию подтвердили и власти Нидерландов, и российское посольство в этой стране.
Долматов бежал в Нидерланды в конце июня 2012 года после того, как против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в участии в массовых беспорядках во время оппозиционного митинга на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года. Сам Долматов описывал свое поведение во время митинга так: "Мне это напомнило 1993 год, когда я еще школьником Верховный совет защищал. Не могу сказать, что был самым мирным на Болотной площади. Омоновцы махали дубинками, били всех подряд, в том числе женщин. Я пытался и людей вытаскивать, помогал им встать на ноги, отбивать, собой как-то прикрыть. В итоге меня задержали одним из первых, и... пытались втянуть в провокацию".
Долматов утверждал, что стал жертвой провокатора спецслужб. "Их возили на автозаках и сажали в отделения (полиции). Там они втирались в доверие, устанавливали контакты, чтобы потом раскручивать интересующих их персон". Одной из таких персон и стал Александр Долматов - провокатор пытался раскрутить его на противоправные высказывания:" Он предлагал устроить мощную акцию, чтобы потом рвать когти". Долматов считает, что у провокатора была при себе звукозаписывающая аппаратура: "Я ему написал маленькую записку, а он прочитал ее вслух, сославшись на то, что он не очень понимает мой почерк". При этом, как сообщил представитель "Другой России" Александр Аверин, "в Таганском ОВД Долматова единственного из всех задержанных держали в наручниках".
После того, как Долматов отпустили, он заметил за собой слежку, его телефон стал странно себя вести (Долматов считал, что сотрудники спецслужб перепрошили его). Долматов уехал в Нидерланды и попросил там политического убежища. Уже находясь за границей, он узнал, что в доме его родителей, где Долматов был прописан, прошел обыск: "Один из сотрудников угрозыска наклонился к матери и сказал: "Правильно Саша сделал, что уехал, ему здесь было бы хуже".
Власти Нидерландов отказали Долматову в политическом убежище. "Газета.ру" цитирует некий анонимный источник из Нидерландов, который объясняет причины этого отказа: "Иногда для получения убежища даже в очевидных ситуациях приходится ждать не меньше года. Возможно в случае с Долматовым посчитали, что обыски у него дома недостаточное основание для предоставления статуса политического беженца. Сейчас год России в Нидерландах, здесь придают этому очень большое значение. Вполне возможно, голландские власти просто не захотели портить отношения с Россией из-за какого-то беженца".
Другой анонимный источник «Газеты.Ru», сотрудник нидерландской службы, помогающей иммигрантам, сказал: "Есть и другая причина, у власти правое правительство, которое выступает против иммигрантов, в том числе беженцев». Этот источник также сказал, что в Нидерландах в настоящий момент считается, что «Россия движется в сторону демократии, потому что в стране есть оппозиция, коалиции и так далее». Источник также сообщил, что в центре для эмигрантов, где Долматов покончил с собой, условия, в общем, хорошие, «но полностью отсутствует связь с внешним миром", и "в последнее время там участились случаи самоубийств, хотя их не так и много».
Александр Долматов подал апелляцию на отказ предоставить убежище, однако вынесения решения по этой апелляции не дождался, хотя, как сообщил адвокат Долматова Евгений Архипов, заседание суда должно было состояться в ближайшее время.
Эдуард Лимонов, глава партии "Другая Россия", членом которой был Александр Долматов, так прокомментировал "Интерфаксу" информацию о его гибели: "В России он подвергался давлению, обыскам, угрозам. И вот результат. Он все-таки ученый, большой специалист, не привыкший встречать такие ужасы жизни. По той информации, которая ко мне только что поступила, Долматов предпринял в прошлое воскресенье две попытки покончить с собой в центре размещения беженцев. Его откачали. Потом отправили в депортационную тюрьму, где он и покончил собой".
Представитель "Другой России" Александр Аверин по этому поводу также заявил "Интерфаксу": "Нам известно, что ему было отказано в политическом убежище в Голландии. Он пребывал в последние дни в подавленном состоянии. Мы скорбим по поводу того, что случилось. Мы знали Сашу много лет, хороший человек. Неясно, где это случилось - в тюрьме или в спецприемнике для мигрантов".
Один из знакомых Долматова, ранее сумевший получить политическое убежище в Нидерландах, сообщил "Газете.ru" о том, что Долматов вечером накануне самоубийства отправил СМС своей русской подруге, проживающей в Нидерландах : «Я нахожусь в тюрьме в Роттердаме».
Адвокат партии "Другая Россия" Евгений Архипов сообщил "Интерфаксу" о том, что члены партии собираются пикетировать посольства Нидерландов в Москве и в Киеве в знак протеста против отказа предоставить Александру Долматову политическое убежище: "Ответственность за трагедию на себя должны взять власти страны, где находился Александр, зачем его было помещать в какой-то приют для беженцев. Зачем туда помещать человека с высшим образованием, зачем создавать такие унижающие условия? За делом Долматова следил весь мир, мировые правозащитные организации, лучшие адвокаты. Власти Нидерландов знали всю ситуацию, не могли не знать, но убежище предоставляют лишь экономическим беженцам".