Координатор Экспертного Совета при Правительстве РФ Георгий Белозеров: Общественный контроль - кратчайший путь в борьбе с коррупцией
По мнению модератора дискуссионной панели «Общественный контроль в России: вызовы и ограничения» КЭФ-2013 Георгия Белозёрова, российское общество находится только на стадии проектирования диалога по этому поводу – настало время от слов перейти к конкретным решениям.
В современной России много говорится об открытости власти и о том, что общество должно участвовать в тех задачах, которые реализуют сегодня органы государственной власти разного уровня. Однако, по мнению председателя общероссийской общественной организации «Российское Управленческое Сообщество участников Президентской Программы подготовки управленческих кадров – РУС», координатора Экспертного Совета при Правительстве РФ и модератора дискуссионной панели «Общественный контроль в России: вызовы и ограничения» КЭФ-2013 Георгия Белозёрова, российское общество находится только на стадии проектирования диалога по этому поводу – настало время от слов перейти к конкретным решениям. «Об этом мы и планируем поговорить на КЭФ – какие это могут быть механизмы, как их реализовать, чтобы на законодательном уровне тот самый «общественный контроль» перестал быть просто словами, а обзавёлся вполне конкретным, прозрачным механизмом реализации», - поясняет координатор Экспертного Совета при Правительстве РФ.
По мнению Георгия Белозерова, именно общественный контроль может стать самым верным средством в борьбе с коррупцией в России, поскольку сами ответственные граждане в этом случае смогут гораздо более эффективно работать, чем все вместе взятые надзорные органы. «Там, где есть прозрачность, там, где граждане не просто являются потребителями услуг, предлагаемых органами государственной власти, а ещё являются производителями этих же услуг и благ, а также – частью общественного контроля, там не может быть коррупции», - уверен председатель «Российского Управленческого Сообщества».
По его словам, сегодня можно создавать бесконечное количество внутригосударственных контрольно-надзорных органов, но они, по определению, будут гораздо менее эффективны, чем любой обычный ответственный гражданин, вооружённый телефоном, «который одновременно сможет снимать и передавать данные, к примеру, о том, где плохо проложена дорога, или о том, что задекларированные обещания по ремонту двора или подъезда не выполнены», - отмечает Белозеров.
Как считает спикер форума, в список предметов общественного контроля обязательно должен войти ряд важных практически для каждого жителя страны вопросов. Для бизнеса - это тема государственных закупок, а также вопросов распределения объектов или территорий, проектов развития отраслей, которые сегодня целиком являются прерогативой государства. Для обычных граждан, в первую очередь, важна муниципальная составляющая – ведь среднестатистический житель России нечасто встречается с региональной, а уж тем более с федеральной властью, а вот с муниципальной – практически каждый день.
Также в список предметов общественного контроля, по мнению Георгия Белозерова, должны войти вопросы, связанные с безопасностью, армией и органами внутренних дел: «Это то, что касается граждан на обычном бытовом уровне. И в этих вопросах россияне должны принимать активнейшее участие – и в реформировании, и в модернизации, и в управлении этими процессами и, конечно, в процессе надзора и контроля за той деятельностью, которая ведётся этими структурами».
К тому, что в ряде субъектов Российской Федерации формируется собственная нормативная база регламентации общественного контроля, координатор Экспертного Совета при Правительстве РФ относится положительно. «Я считаю, что конкуренция должна быть во всем. И если наши регионы и государственные органы начнут конкурировать – в том числе, и в сфере общественного контроля, то нам, гражданам, от этого будет только легче. Главное, чтобы при этом всегда была возможность сравнить лучшие практики и взаимно перенимать их», - отмечает Белозеров.
Коротко описывая социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации закона об общественном контроле, модератор КЭФ-2013, в первую очередь, видит явные выгоды для самого общества – граждане получат доступ к вполне понятным механизмам, по которым смогут реализовать свой гражданский потенциал и гражданский интерес. «Сегодня граждане вынуждены влиять на органы власти, скорее, в «партизанском» ключе. Кто-то научился и привык делать это в ключе коррупционном. Но необходимы прозрачные системные механизмы взаимодействия, которые исключат и «партизанщину», и коррупцию!», - подчёркивает Белозеров.
Что касается бизнеса, то реализация закона об общественном контроле, по мнению Георгия Белозерова, повлечёт за собой улучшение инвестиционного климата, которое особенно важно для зарубежных инвесторов: «Все это – самые главные индикаторы. Именно в гражданской культуре, а также в инвестиционном и предпринимательском потенциале лучше всего будет видна степень открытости власти».
Поздравляя коллег и организаторов Красноярского форума с его юбилеем, Георгий Белозеров подчеркнул, что вот уже на протяжении десяти лет КЭФ отличается от других деловых мероприятий. «Очевидно, что те решения, которые вырабатываются и на дискуссионных площадках, и на стратегических сессиях, да и в кулуарах, где люди встречаются и обсуждают какие-то более приземлённые вещи, впоследствии находят вполне чёткие механизмы реализации, не только в Сибири, но и по всей России», - подчеркнул Белозеров.