Госдума намерена разрешить налоговикам "кошмарить" бизнес
Законопроект о незаконных финансовых операциях, принятый Госдумой в первом чтении, угрожает банковской тайне и будет "кошмарить бизнес".
Законопроект о незаконных финансовых операциях, принятый Госдумой в первом чтении, угрожает банковской тайне и превратится в "налоговый террор", который будет "кошмарить бизнес", уверены члены сразу нескольких думских комитетов. При этом жестче всего разработанный правительством законопроект критиковали депутаты от партии "Единая Россия", которые сами же проголосовали за него, пообещав, впрочем, доработать его ко второму чтению.
Документ вносит изменения в целый ряд действующих законов, в частности в федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части расширения оснований для отказа в регистрации; "О бухгалтерском учете" - в части обеспечения сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации; "О несостоятельности (банкротстве)" - в части установления материальной ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство.
С целью борьбы с фирмами-"однодневками" предлагается обязать банки выдавать справки налоговым органам о счетах и вкладах физических лиц, сообщать информацию об открытии и закрытии счетов, об изменении реквизитов счетов. Все это, по мнению депутатов, может привести к необоснованному ограничению права граждан на сохранение банковской тайны и снижению для них привлекательности хранения свободных средств в банках. Кроме того, режим банковской тайны проектом предложено снять и для силовиков — по решению суда они смогут получать сведения о счетах компаний и граждан в рамках оперативных мероприятий до возбуждения уголовного дела.
Законопроект значительно расширяет перечень операций, подлежащих обязательному контролю. В частности, в него попадут операции по предоставлению средств микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам, операции с драгоценными металлами и камнями, выплаты по результатам любых игр-пари, операции по переводу денежных средств, в том числе за границу, операции перестрахования на сумму свыше 3 млн рублей, операции по выплате физлицам страховых сумм по договорам страхования жизни, если сумма операции превышает 2 млн руб.
Предусмотрено и право налоговых органов по своему усмотрению доначислять налоги компаниям, заключавшим сделки с однодневками.
Налогоплательщиков обяжут получать почтовую корреспонденцию от налоговых органов по адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В противном случае налоговые органы будут вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика. При этом, по мнению членов бюджетного комитета, отсутствие налогоплательщика по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, само по себе не свидетельствует о невозможности связаться с ним по фактическому адресу, информация о котором, как правило, имеется у налогового органа. По мнению главы комитета, Андрея Макарова, это будет способствовать организации рейдерских атак: "Сговора налогового инспектора и почтальона будет достаточно, чтобы захватить любое предприятие". Кроме того, незаконное приостановление налоговым органом операций с банковскими счетами может привести к возникновению убытков, которые в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ будут подлежать возмещению за счет бюджета.
Полномочия налоговых органов предлагается значительно расширить и при проведении камеральных проверок налоговых деклараций по Налогу на добавленную стоимость (НДС). Так, в случае выявления несоответствий и расхождений налоговому органу предоставляется не только право требовать счета-фактуры и первичные документы, но и получать показания свидетелей, осматривать территорию и помещения налогоплательщика, проводить экспертизы с привлечением экспертов и переводчиков.
Поправками в Уголовный кодекс РФ предлагается значительно усилить ответственность за "отмывание" денежных средств, полученных преступным путем. При этом "крупным размером" предлагается считать суммы, превышающие 600 тыс. руб., "особо крупным" - от 6 млн руб. Из УК РФ также предлагается исключить размер ущерба, в зависимости от которого наступает уголовная ответственность. В настоящее время предусматривается ответственность за легализацию преступных доходов, превышающих 6 млн руб.
По мнению членов комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, введение "формального состава преступления" по данной статье может привести к существенному росту преступности, связанной с легализацией незначительных сумм похищенного имущества. В качестве наказания по данным статьям УК РФ в числе прочего предлагается ввести конфискацию имущества.
В процессе доработки документа ко второму чтению депутаты обещают рассмотреть возможность перехода от обязательного контроля операций к системе контроля за подозрительными операциями.