Из-за несовершенства законодательства и злоупотреблений в сфере ЖКХ поставщики энергоресурсов в Красноярском крае недополучают миллиарды рублей
На 1 марта текущего года объем просроченной дебиторской задолженности перед сбытовыми структурами компании в Красноярском крае и Республике Хакасия составил 1,86 млрд. рублей.
Из-за несовершенства законодательства и злоупотреблений в сфере ЖКХ поставщики энергоресурсов в Красноярском крае недополучают миллиарды рублей.
Накануне в Москве прошла конференция «Российская энергетика», на которой в числе прочих поднимались вопросы задолженности потребителей перед поставщиками энергоресурсов и связанных с этим проблем.
Генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК) Сергей Мироносецкий в ходе выступления обратил внимание на высокий уровень дебиторской задолженности за теплоэнергию и ГВС, которая существенно осложняет стабильную работу энергокомпаний страны. Как отметил Сергей Мироносецкий, низкая платежная дисциплина наряду с особенностями тарифного регулирования отрасли приводят к отрицательной рентабельности теплового бизнеса, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на качество и надежность теплоснабжения потребителей.
По данным Совета производителей энергии, дебиторская задолженность за поставки тепла и ГВС перед генерирующими компаниями страны в 2011 году составила 78 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 17,68%.
По информации Красноярского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК), на 1 марта текущего года объем просроченной дебиторской задолженности перед сбытовыми структурами компании в Красноярском крае и Республике Хакасия составил 1,86 млрд. рублей. Это сравнимо с затратами на реализацию годовой ремонтной программы энергокомпании.
Согласно статистическим данным, уровень расходов населения на услуги ЖКХ за последние годы практически не менялся, и варьировался в пределах 9% от общих расходов. Доля расходов населения только на теплоэнергию и ГВС в сибирских регионах оставляет от 3 до 5%, что сравнимо, или даже выше доли расходов домохозяйств на услуги связи. При этом общая задолженность перед телекоммуникационными компаниями оценивается экспертами в 16 миллиардов рублей, что в 4,5 раза меньше задолженности за тепло. «То есть причины низкой платежной дисциплины лежат в нормативно-правовой, а не в экономической плоскости», - подчеркнул генеральный директор Сибирской генерирующей компании .
По мнению экспертов, на сегодняшний день основная проблема заключается в том, что текущее законодательство не позволяет собственнику принимать реального участия в управлении многоквартирным домом. В результате, в Красноярском крае постоянно вскрываются факты мошенничества со стороны той или иной управляющей компании. Пользуясь пробелами в законодательстве, подобные ТСЖ-однодневки собирают средства, но не расплачиваются с поставщиками ресурсов. Кончается зачастую все тем, что деньги оказываются на подставных счетах, а организация проходит процедуру банкротства, не неся никакой ответственности ни перед жильцами, ни перед генерирующей компанией.
«Подобные случаи практически невозможны в европейских странах, где собственники сами создают организации для управления многоквартирным домом, выбирают контрагентов, нанимают управляющие организации. Нам необходимо рассмотреть возможности формирования в жилищном секторе плательщика в лице обязательного объединения собственников помещений с реальной полнотой ответственности. Надежное и качественное теплоснабжение – это дорога с двусторонним движением. Оно может быть только при ответственном и добросовестном подходе со стороны собственников и потребителей», - отметил Сергей Мироносецкий.
Говорят о внедрении механизмов повышения ответственности собственников и на законодательном уровне. Это возможно с помощью реформирования жилищного кодекса, определения четких правил работы на рынке ЖКХ, расширения полномочий и ответственности собственников жилья в управлении многоквартирным домом, создании механизмов финансовых гарантий.
Как отмечает глава парламентского комитета по законности и защите прав граждан Юрий Швыткин, необходимо вырабатывать механизмы, повышающие прозрачность всей системы ТСЖ: «Ко мне часто поступают обращения на недобросовестных руководителей товариществ собственников жилья, и проблема в том, что сама законодательная процедура смены директора очень бюрократизирована и запутана. В результате мы имеем множество злоупотреблений, реагировать на которые приходится уже правоохранительным органам, доводя дело до суда. В то же время ни для кого не секрет, что сейчас, благодаря известным схемам, такие ТСЖ могут легко уходить от ответственности, и тогда крайними остаются сами жители домов, получая огромные задолженности перед генерирующими компаниями и сами компании, недополучая средства. Думаю, мы со своей стороны могли бы выйти на федеральный уровень с инициативой упростить систему контроля жителей за деятельностью ТСЖ».
Кроме того, как подчеркнул председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко, существенным препятствием в этой ситуации является и правовая безграмотность самих жителей, зачастую не готовых отстаивать свои интересы. «Недостаточность правовой информированности не дает гражданам квалифицированно оценивать процессы, которые происходят внутри подобных коммунальных структур. Муниципалитетам нужно больше пропагандировать процедуры контроля, возможно, организовать специальные системы обучения», - пояснил парламентарий.