Томский физик сделал кукольный театр успешным и интересным
Местный театр существует без поддержки государства и при этом не испытывает финансовых проблем.
Куклы инженера из Томска Владимира Захарова привлекают гостей со всего света. Об этом сообщает «РИА Новости».
Томич основал театр "2+ку" - один из немногих в России, где работают куклы-роботы. Заведение полностью окупает себя, потому что у него небольшие издержки, так как кукольным царством управляет один человек. Дом, где находится театр, больше похож на охотничью заимку – находится в частном секторе среди деревянных домов. Одноэтажное, но высокое здание построено из круглых бревен на берегу реки. А внутри только одно помещение – зрительный зал. Зданию уже восемь лет, но в нем до сих пор чувствуется запах свежего дерева. Зрители смотрят спектакли на больших деревянных лавках, которые построены лесенкой, сверху лежат мягкие подушки. Небольшой зал рассчитан примерно на тридцать человек, но иногда сюда набивается до сотни зрителей. За счет высокого потолка акустика отличная - героев слышно, даже если они говорят шепотом.
«Проходите, чего стоите? – Обращается к посетителям деревянная кукла-бабушка на входе. - У нас сегодня спектакль!».
Перед куклой лежит стопка цветных билетов. Каждый решает сам, купить билет, оставив деньги, или пройти "зайцем". На небольшом возвышении над сценой «закулисье охраняет» кукла «Коля Шторкин». Он объявляет спектакли, дает звонки и открывает занавес. Всего в зале на стенах более десятка кукол - девушка, лиса Алиса и кот Базилио, женщина в кровати. Они шевелят руками, пальцами, открывают и закрывают глаза, говорят. Опоздавшему и крадущемуся в темноте одна из кукол обязательно скажет: "Опаздывать нехорошо".
Известно, что движения электронных кукол, их внешний вид Владимир Захаров придумывает сам. Однако друзья-инженеры томича помогают им двигаться - программируют так, что скорость движения рта и глаз происходят через произвольные отрезки времени. Это придает куклам естественность.
На стенах размещены механические персонажи, которые дополняют представление на сцене. Главные герои спектаклей – "куклы на запястье" - управляются не с помощью электронных программ, а человеком. Они являются авторской разработкой режиссера. При помощи механизма внутри куклы и проволоки Владимир Захаров управляет ее головой. Персонаж поворачивается, открывает рот и глаза. Второй рукой мастер держит проволоку, которая прикреплена к руке куклы. В некоторых спектаклях он умудряется управлять двумя куклами одновременно. Эти герои более эмоциональны, чем электронные куклы на стенах.
«Живость куклам придает и материал, - добавляет томич. - Натуральное дерево - кедр. Он впитывает положительную энергию и отдает... Кукла на запястье - основная, с нее театр и начинался. Я ее придумал, уникальность в том, что движение на голову куклы передается от движения на запястье. В других театрах куклы – марионетки, а эта кукла – партнер, и она переигрывает актера. В другом театре невозможно, чтобы кукла переиграла актера».
На сцене кукловод говорит двумя голосами – своим и голосом куклы. В разговоре мастер не допускает паузы, из чего даже взрослому не сразу понятно, что говорит один и тот же человек. Кукловод отмечает, что иногда за один спектакль приходится говорить пятью разными голосами - за себя и за всех героев.
«Первые пробы с деформацией голоса были, когда еще работал в "Скоморохе" (томский театр куклы и актера – ред.), - вспоминает Владимир Захаров. - Первая моя работа - "Мастер и Маргарита", нужно было сделать голос убийцы. Когда мы делали спектакль "Жан из стручка", пришлось придумывать, как говорит паук… Как-то в Новосибирске мы с ежиком создавали атмосферу кукольного фестиваля, встречая гостей на входе. Так гости там общались не со мной, а с ним! А одна девчонка, лет десяти, долго наблюдала, видимо, хотела понять, настоящий он или нет. Наконец, поверила, пошла за игрушками и принесла их ежику показывать. Причем девчонка-то большая уже».
Владимир Захаров – инженер, выпускник Томского политехнического университета. После учебы занимался робототехникой на приборном заводе, но потом разочаровался.
«На тот момент я понял, что робототехника - это тупик технического прогресса при нашей культуре производства, - рассказывает томич. - Мы решали теоретические задачи, которые совершенно не касались жизни. Я занимался автоматизацией рабочего места, станка с числовым программным управлением. Робот кисточкой смазывал станок, закрывал колпак. Какой мы умный робот сделали».
Пять лет Владимир Захаров осваивал профессию актера в Томском областном театре куклы и актера "Скоморох" имени Р. М. Виндермана. Последние 22 года работает сам на себя. Сделал около 300 деревянных кукол на продажу.
«Механические куклы – то, что дало возможность мне все построить, "разогнать этот поезд", - поделился кукловод. - Если раньше занимал деньги для поездок на фестивали, то сейчас зарабатываю на спектаклях столько, что могу сам помогать молодым актерам».
На вырученные деньги томич купил землю и построил театр. На продажу Владимир Захаров больше электронные куклы не изготавливает. Денег, заработанных на спектаклях, хватает на содержание театра и гонорары программистам, музыкантам. У него уже около тридцати "кукол на запястье" - маленький принц, индианка, паук, подземный король, домовой, людоед, грызун и другие. Электроникой начинен и весь театр.
«Техника позволяет мне развиваться, использовать достижения науки на службе театру, - подчеркивает Владимир Захаров. - Только появились светодиодные фонари - они уже здесь. А вся эта автоматизация нужна, потому что я один всем этим управляю. Хотя можно посадить и оператора, который будет включать музыку и свет».
За это театр томича называют "театром одного актера". Некоторые кнопки он может достать со сцены, потянувшись за кулисы. Иногда, чтобы включить что-то, приходится уйти ненадолго за кулисы вместе с куклой, а в это время в зале зажигаются звезды, дует ветер или идет снег.
В репертуаре театра семь постоянных спектаклей. Самый первый – "Жан из стручка" – идет уже более двадцати лет. Большинство постановок - для взрослых. Но деление на детские и взрослые спектакли весьма условное, потому что почти на все спектакли люди приходят с детьми. За месяц в театре проходит 30-50 представлений. Для зарубежных гостей есть спектакль почти без слов - "История одной куклы".
«Приятно слышать, когда театром восхищаются люди немало повидавшие, например иностранцы, - улыбается Владимир Захаров. - С интересом реагируют москвичи. Томичи же воспринимают театр как само собой разумеющееся, ведь за эти годы многие уже видели меня и моих кукол».
Добавим, что театр томича работает без поддержки государства, при чем не испытывает финансовых проблем. Его создатель старается постоянно совершенствовать навыки. Например, когда нужно разработать новое движение куклы или придумать голос животного, которого никогда не слышал. Есть и новые идеи для обустройства театра.
«Хочу вот еще одну куклу на входе разместить - мужика, который будет кричать "Закрывайте дверь, холодно, зима! – Шутит Владимир Захаров. – А еще задумал построить стеклянную террасу с дровами и печкой - готовить пиццу или пирожки. Нынче в октябре было столько народу, что начало спектакля людям приходилось дожидаться на улице».
Также томич планирует построить летнюю площадку для спектаклей на открытом воздухе, провести международный обучающий фестиваль. Он побывал с мастер-классами во многих европейских странах. Говорит, было бы неплохо, чтобы фестивальная площадка хотя бы раз переместилась и в родной для него Томск.
Фото с сайта http://www.tomsk.ru09.ru/.