Краевой парламентарий Анатолий Матюшенко: «Красноярску нужны единые теплосети»
В Красноярске вопрос объединения тепловых сетей в единую систему все еще не продвинулся дальше стадии обсуждения, хотя сама идея слияния была озвучена еще в конце девяностых.
Летом прошлого года на уровне федерации было принято постановление Правительства, регламентирующее правила организации теплоснабжения. В числе прочего, документом предусматривается создание единых теплоснабжающих организаций (ЕТО). В рамках каждого муниципального образования ЕТО, как единый поставщик, будет по единому тарифу поставлять тепло потребителям. Получение статуса ЕТО также регламентировано постановлением Правительства. Своеобразный гарантирующий поставщик, реализующий тепловые ресурсы по оптимальным для муниципалитета ценам.
По мнению экспертов, для города Красноярска, где существуют локальные зоны с высокими тарифами на тепло, поставляемое от электрокотрельных, создание ЕТО весьма целесообразно. Сегодня Красноярск снабжается от нескольких источников тепла, их более 15, и для каждого установлен свой тариф. В результате, как отметил председатель парламентского комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко, наш город значительно уступает соседям: «Разница в тарифах оказывает свое негативное влияние на красноярский бюджет, который дотирует сегодня население за услуги по теплоснабжению от дорогих теплоисточников. Кроме того, из-за множества хозяев в городе нет единой схемы развития системы теплоснабжения Красноярска».
Для ряда городов, помимо необходимости в единых муниципальных тарифах на тепло, актуальна тема физического объединения тепловых сетей в единое предприятие. Сейчас процесс объединения полным ходом идет в соседних сибирских регионах. В Новосибирске, Иркутске и Челябинске единые теплосети уже созданы, накануне о создании единой теплосетевой организации объявили в администрации Кемерово.
В Красноярске вопрос объединения тепловых сетей в единую систему все еще не продвинулся дальше стадии обсуждения, хотя сама идея слияния была озвучена еще в конце девяностых. А три года назад правительство края даже инициировало создание единой теплотранспортной компании, рассчитывая объединить в новой структуре теплосетевые активы ООО «КрасКом», ООО «КрасТЭК» и ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)». Не против были и сами компании, но реализация инициативы затормозилась.
Между тем, как отмечают эксперты, тема объединения теплосетей как никогда актуальна для нашего города. В краевом центре около тысячи километров тепловых сетей. Ими владеют более сотни организаций. И если такие крупные компании, как ОАО «Красноярская теплотранспортная компания» (создана на базе филиала «Красноярская теплосеть» ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)»), ООО «КрасКом», ООО «КрасТЭК» реализуют программы ремонта и обновления, то многочисленные мелкие собственники транзитных сетей делают это далеко не всегда. Здесь зачастую кроется причина высоких теплопотерь или загрязнений воды.
Сегодня Красноярск активно развивается и уже далеко не в соответствии с последним генеральным планом. На карте города появляются все новые и новые микрорайоны, которые требуют соответствующей инфраструктуры, в том числе по теплоснабжению и горячей воде. Поэтому, как полагает Анатолий Матюшенко, нужна корректировка генплана и новая комплексная схема развития инженерного хозяйства: «Городу просто необходимо задуматься о модернизации и развитии сетей и, естественно, для реализации этих всех вопросов нам необходимо срочно принять решение о создании единой теплосетевой компании».
Отметим, что в самой администрации тему объединения разномастного теплового хозяйства под единым управлением пока особенно не форсируют, хотя еще в прошлом году специалисты департамента городского хозяйства признавали, что плюсы этого решения очевидны. Речь шла и об оптимизации распределения нагрузок по всей системе, и о повышении энергоэффективности, но говорить о каких-то конкретных сроках принятия окончательно решения чиновники пока не готовы.
«При этом, - отмечает парламентарий, - муниципалитет в первую очередь заинтересован в сотрудничестве с единым партнером. В конечном итоге, одна структура будет отвечать за оперативное управление всей системой теплоснабжения, за соблюдение теплового режима и графика работы, за гидравлическую настройку тепловых сетей, а это значит - за приведение режима теплоснабжения в соответствие с существующими нормативами для каждого города. И этот единый хозяин должен думать о развитии системы теплоснабжения, об оптимизации расходов на управление ею, содержание, текущие и капитальные ремонты. Думаю, и жалоб от населения на единого управляющего будет меньше».