Перевозчики и пассажиры недовольны ростом тарифа на проезд в Томске
Напомним, с 15 июня в областном центре стоимость проезда в маршрутках составит 15 рублей, для пенсионеров - 12 рублей, в электротранспорте – 10 рублей.
Решением о росте тарифа на проезд недовольны и перевозчики, и пассажиры. Об этом сообщает «РИА Новости».
Напомним, мэр Томска Николай Николайчук подписал постановление о повышении тарифа на проезд на 25-50 % с субботы, 15 июня — до 15 рублей в маршрутках, для пенсионеров – до 12 рублей. И до 10 рублей — в электротранспорте. Пассажиров не устраивает увеличение цены, а перевозчикам такое повышение оказалось недостаточным. О необходимости повысить тариф мэр Томска заговорил еще в декабре 2012 года.
"Мы никуда не денемся от пересмотра тарифа в 2013 году, - сказал тогда он. - На сколько — пока не знаю, цифры назовем, когда объемы доходов и перевозок маршрутников станут прозрачными… И будут соблюдаться графики движения, в салоне исчезнут "шансон" и сигареты".
Последний раз тариф на проезд повышался в 2009 году — с 9 рублей до 12 рублей в маршрутках и с 5 рублей до 7 рублей — в электротранспорте. Тогда с повышением тарифа власти обещали, что возрастет и качество оказания перевозок — водители перестанут грубить пассажирам, станет меньше шансона, в каждом автобусе будет кондуктор. Но ситуация не изменилась. Новое повышение тарифа проходило при условии, что маршрутчики объединятся по принципу "один маршрут — один перевозчик". Тем самым, городские власти надеются держать перевозчиков в узде – намного легче контролировать исполнение обязательств десятков бизнесменов, чем 600. Была создана контролирующая структура — Центр организации контроля перевозок. Затем мэрия планирует подписать новый вариант долгосрочного соглашения. Если условия договора выполняться не будут, власти вправе расторгнуть договор и объявить на него конкурс. За соблюдением графика будут следить при помощи системы ГЛОНАСС, которую перевозчики установят на каждый автобус.
При обсуждении нового тарифа предлагались разные суммы. Перевозчики говорили, что экономически обоснованным является тариф больше 20 рублей. Власти рассматривали возможность дифференциации тарифа: 15 рублей — дневной, 17 рублей — "ночной". Были и другие варианты. В том числе, по поэтапному повышению тарифа. Перевозчики просили отменить льготный тариф для пенсионеров, потому что им нужно обновить автопарк и повысить качество обслуживания пассажиров.
Мэр Томска принял решение повысить тариф, несмотря на то, что ранее он заявлял — ни о каком повышении речи быть не может, когда маршрутчики не объединятся. Мэрия пояснила, что объединение перевозчиков идет по утвержденному графику – оно завершится до конца лета. Уже объединились 19 предпринимателей маршрута № 53. Также подготовлены проекты договоров еще с шестью бизнесменами.
"Маршрутники ожидали тарифа", — утверждает глава Отдела организации пассажирских перевозок и контроля Администрации Томска Ольга Свахина.
По поводу дальнейшего роста цен на проезд мэр Томска заметил, что в будущем такого длительного сдерживания тарифа власти не допустят.
"Исходя из экономической ситуации в стране будем над этим работать", — подчеркнула Ольга Свахина.
Николай Николайчук заявил, что решение о повышении тарифа ему далось непросто. Председатель Думы Томска Сергей Ильиных поделился, что мэр Томска выбирал "между плохим и очень плохим".
"Очень плохое — повышение предельное, что рекомендовали экономисты, а плохое — это повышение, но в разумных пределах, с сохранением льгот для людей старшего поколения. – пояснил Сергей Ильиных. - То, что мэр остановился на этом варианте — правильное решение: не идти на поводу у экономистов, а все-таки учесть процентное повышение тарифа для людей с невысокими доходами".
По поводу повышения качества перевозок, спикер городской Думы отметил, что если мэрия увязала этот вопрос с повышением тарифа, "власть должна быть применена".
"Понятно, в один день ситуация не изменится, но тогда наказывайте, лишайте возможности перевозить пассажиров тех, кто нарушает правила, особенно не соблюдает график движения", — подчеркнул Сергей Ильиных.
Позиция городского парламента заключается в том, что вне зависимости от повышения тарифа качество перевозок должно быть обеспечено. Перевозчики, несмотря на то, что власть пошла им навстречу, не совсем довольны принятым решением.
"Расчет был на 23 рубля, - сказал бригадир маршрута № 26 Виктор Тимофеев. - Мэр принял такое решение. Это неправильно. Если бы в эти четыре года тариф по рублю прибавлялся, и для населения было необидно, незаметно, и не было бы такого взрыва, как с пенсионерами. Но нам тоже надо жить. Наша отрасль должна не выживать, а развиваться, чтобы горожане ездили на достойном транспорте".
Он добавил, что на новом тарифе не обновят технику.
"На закрывание дыр — хватит", — добавил Виктор Тимофеев.
По поводу качества перевозчик заявил, что решение вопроса зависит от многих факторов, в том числе, от "воспитания всех жителей города и маршрутчиков".
"Эти 15 рублей — как мертвому припарка, - в свою очередь, считает бригадир маршрута № 12 Юрий Колмагоров. - Мэр хочет, чтобы мы ездили на красивых автобусах, но не хочет поднимать тариф. У нас самый низкий тариф в Сибири".
При повышении качества перевозок не все зависит от маршрутчиков.
"Чтобы был чистый салон, нужно сначала навести порядок на улицах и дорогах, - утверждает Юрий Колмагоров. - Мы работаем на Степановке, там хоть замойся после каждого рейса автобус: все раскопано, ямы по полметра глубиной, едем — голова отрывается. А вы о комфорте говорите".
Сейчас во всех автобусах маршрута № 12 установлены видеорегистраторы.
"Вы говорите о вежливости? – Продолжил Юрий Колмагоров. - Отчего происходит невежливый водитель? Оттого, что пассажиры такие. Водитель столько негативной информации получает от них, что ему в конце дня нужен психолог".
Бригадир маршрута № 12 ответил на вопрос, почему не во всех автобусах есть кондуктор.
"Цена на проезд состоит из амортизации, ГСМ, оплаты труда водителя и кондуктора, - пояснил Юрий Колмагоров. - Мэр поднял тариф на четверть. В то же время отчисления в пенсионный фонд увеличились в два раза, налог на наш вид деятельности — в три раза".
Как предприниматель он получает чистую прибыль максимум 25 тысяч рублей с автобуса.
"Для тех, у кого один автобус — это убыточный бизнес, - сказал Юрий Колмагоров. - Есть еще всякие потрясения с пассажирами, с ГИБДД, аварийность. Степень риска высокая".
Больше всех повышением тарифа оказались недовольны горожане.
"Студентам вообще ту еще свинью подложили — и так концы с концами многие сводят, а теперь от стипендии еще больше на проезд уходить будет", — пишет пользователь Виктор.
"Студент хотя бы пешком может ходить, а вот что делать пенсионерам", — отвечает ему пользователь Евгений.
Другой Евгений замечает, что это "обычная рыночная ситуация, слишком долго цены не индексировали, хотя бы к официальной инфляции и стоимости бензина". А пользователь Даниил шутит: "Хоть нормально повысили, не до 17-ти. Считать удобно будет". Еще один пользователь Андрей задается риторическим вопросом: "Интересно, у нас в стране когда-нибудь на что-то понизят цены?". Irina замечает, что в ее родном городе "было привычно, что цены 15 рублей автобус и 18 маршрутка, так было всегда". "А в Томске меня жаба душит столько платить, потому что повышают на глазах, не улучшая", — отрезюмировала девушка.