Томские чиновники: Промышленный рывок в регионе невозможен без дорог
Губернатор Томской области заявил, что в субъекте РФ необходимо решить проблему транспортного тупика.
Промышленный рывок в Томской области невозможен без дорог - тупиковость региона тормозит развитие предприятий и сдерживает создание новых. Об этом сообщает «РИА Новости».
«Социальное положение зависит от экономического – от состояния промышленности и сельского хозяйства, - заявил замгубернатора Томской области по экономике Андрей Антонов. - По этим направлениям у нас в последние годы нет устойчивой динамики развития. Мы не сделали больших движений в сфере сельского хозяйства, не смогли "договориться" с погодой – у нас то засуха, то дожди. Есть понимание, что нам нужно менять свою политику в этой сфере, у нас территория рискованного земледелия. У нас много фермеров, но мало центров, например, закупки продукции фермеров. Большинство продукции продается на рынке и не учитывается в ВРП. Второй момент — у нас в тени находится рыбоводство. Было время – едешь по зимнику на север и видишь огромные фуры с рыбой. Она не учитывается. Поэтому нельзя говорить, что мы "проседаем" – мы много не учитываем».
Во время ВОВ в Томск были эвакуированы заводы – они всегда давали большой объем в ВРП.
«Их развитие (заводов – ред.) невозможно – мешают санитарные зоны, дорожает земля, износ и большая загруженность инженерной инфраструктуры, - продолжил областной чиновник. - Проблематична и транспортная инфраструктура в городе. Но самое главное – город Томск является транспортным тупиком. У наших предприятий большие затраты на транспортировку, учитывая, что большинство перевозок осуществляется автотранспортом. Дорожают ГСМ, по дорогам есть вопросы. Невозможно конкурировать нашим предприятиям с теми регионами, где развита транспортная инфраструктура. И второе: у наших соседей – Новосибирской области — дешевле электроэнергия, потому что есть своя генерация. Мы же регион энергодефицитный. Предприниматели говорят: транспорт не совсем удобен, и в себестоимости продукции большое место занимает электроэнергия. Многие задумываются, что нужно уходить из центра города, даже рассматривают возможность переезда в другой регион».
Местные власти пытаются решить многие проблемы.
«Работаем над созданием индустриального парка, - пояснил Андрей Антонов. - Бизнес, который хочет уйти из города, или новый бизнес, который хочет прийти в регион, должен получить некоторые преференции в виде подключения к инженерным коммуникациям, льготу по платежам за земельный участок. Но самое главное – и об этом говорит наш губернатор – нужно решать проблему транспортного тупика. Без развития транспортной инфраструктуры Сибири промышленность в регионах расти не будет».
Для того, чтобы ситуация в дорожной сфере региона изменилась в лучшую сторону, предполагается реализация нескольких проектов.
«Мы рассматриваем возможность создания транспортного коридора — некоего коридора развития от Севера до Юга, - поделился замгубернатора Томской области по экономике. - Это Северная широтная дорога. В марте был форум, в рамках которого представители институтов развития Японии рассказывали, как они и американцы выходили из кризиса в послевоенное время. Они строили транспортные коридоры, и вдоль них по производственной цепочке создавали конечный продукт. Наша главная задача – создать завершенный коридор с Севера на Юг. Для этого нужно попасть в госпрограмму. Тут надо понимать, что идет увязка развития дороги как транспортного коридора между Ханты-Мансийским автономным округом, Томской областью и Красноярским краем. Создана рабочая группа, которая занимается разработкой технико-экономического обоснования для защиты в министерствах необходимости финансирования данного проекта».
У многих промышленников Томска есть перспективы для роста.
«Сибирский химический комбинат в прошлом году снизил объем производства на 17 %, - сказал Андрей Антонов. - Это планово, связано с завершением работы реакторных установок. Немного запаздываем с возмещением выпадающих ресурсов. С учетом реализуемых там больших проектов заявляется, что по истечении трех лет объем производства будет наверстан. Около "Томскнефтехима" активно строится завод по производству современной упаковочной пленки. Инвестиции – около 2,4 миллиарда рублей. Мы рассчитываем, что налоговая отдача за пять лет составит более 1,8 миллиарда рублей».
В нефтяной отрасли в 2013-м показатели по добыче ниже, чем годом ранее.
«Причина – обводненность скважин на крупных месторождениях, - добавил представитель местной власти. - И второе – был период, когда предприятия мало вкладывались в геологоразведку, и сейчас мы не задействуем ряд скважин, которые перспективно могли бы выйти на добычу. Мы просили компании увеличить вложения в разведку. Параллельно мы вышли с обращением в правительство РФ с просьбой ввести льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), чтобы налог был дифференцирован с точки зрения трудноизвлекаемой нефти. Если НДПИ останется прежним, то Томская область со временем станет менее привлекательной для газовой и нефтяной отрасли».
В первом квартале 2013 года в Томской области на 8,6 % сократилось промпроизводство.
«Мы получили сценарные условия по развитию в РФ, - пояснил Андрей Антонов. - В целом, в стране наблюдается рецессия в промышленности. Мы прогнозируем, что по индексу промышленного производства мы снизимся по отношению к уровню 2012 года. На СХК продолжается снижение производства, идут снижения по крупным обрабатывающим предприятиям. А ведь Томская область сама мало потребляет ту продукцию, которую производит. И если идет рецессия в стране, то это отражается и на наших предприятиях – становится меньше заказов».
Однако местные чиновники не теряют надежды, что ситуация изменится.
«Нужно максимально использовать университетские и кадровые ресурсы, которые у нас есть, - заявил замгубернатора Томской области по экономике. - Мы договорились с "Газпромом" о создании учебного центра и инженерного центра на базе Томского электромеханического завода. Самая главная проблема – те разработки, которые у нас есть, сложно сертифицировать. Это делается долго и в Москве. И этот центр будет наделен функцией сертификации».
В прошлом году губернатор Томской области Сергей Жвачкин утверждал, что в регионе нет проектов, но есть деньги.
«Ситуация изменилась, в основном по объектам дорожной инфраструктуры, - сказал Андрей Антонов. - Потому что развязать нам транспортный тупик нужно. Также губернатор озвучил "маяки", которые должны помочь региону в развитии. Среди них – создание институтов развития, повышение статуса томских вузов, газификация, "атомный прорыв", ликвидация очередей в детсады благодаря строительству 15 детских садов на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП)».
Однако в конкурсе по строительству детсадов захотела участвовать только одна компания.
«Если бы мы захотели только в Томске построить детсады – ГЧП не нужно было бы, - отметил томский чиновник. - Тут есть много желающих. Но мы должны строить во всем регионе. В Стрежевом, в ряде северных районов было бы невозможно объявлять конкурс – цена была бы высокой, и вопрос качества и сроков проблематично отслеживать. Мы исходили с той точки зрения, чтобы в нагрузку к объектам в городе дать объекты на севере. Поэтому девять садиков – в Томске, еще шесть – в районах. У нас были две задачи. Первая – опробовать механизм ГЧП. Второе: всегда проще эксплуатировать унифицированные объекты. Мы сократили затраты на проектно-сметную документацию, потому что создали два типовых проекта зданий – на 145 и 220 мест. Будет выгода и по эксплуатации — когда есть типовые здания, можно создать службу из нескольких человек, которые будут обслуживать садики».