Ляльку в люльку – это нужно?!
Почему мамочки, бабушки и остальные родные новорожденного так боятся автокресел для самых маленьких, и есть ли резон в их страхах?
«Я лучше на ручках свою доченьку из роддома повезу. Никто так не удержит малыша, как его мама».
«Мы купили красивое одеяло с бантиком. В нем и будем выписываться из роддома, а в машине сынку в люльку от коляски положим».
«А у нас комбинезончик с ножками, и автолюльку мы купили, единственное, мы под попу пеленку подложим, чтобы детка горизонтально лежала, а то в люльке кажется, что она как будто сидит».
Как думаете, кто из этих женщин прав? Правильно. Никто. Первое утверждение мы даже развенчивать не станем. Для нас такая позиция в корне неверная, и в подтверждение тому статистика аварий, в которых гибнут малыши. Они, как пробки, вылетают из маминых рук в лобовые стекла и под передние сиденья авто. Что вдвойне обидно, мать такого малыша пристегнута и не получает даже царапин. Мы лишь надеемся, что среди читателей Сибирского медицинского портала нет сторонников перевозок детей таким способом.
Второе мнение о том, что якобы малыша можно перевозить в люльке от детской коляски, также неправильное, утверждают автополицейские. И в их словах есть логика, ведь в машине люлька будет закреплена ремнями безопасности, а ребенок в ней – нет. А значит, последствия в случае ДТП могут быть столь же печальными, как и в первом случае.
Ну а теперь о том, почему же мамочки, бабушки и остальные родные новорожденного так боятся автокресел для самых маленьких, и есть ли резон в их страхах?
«Известно, что детей нельзя сажать, пока сами не сядут, а в автокресле они разве не сидят»? – терзаются вопросом мамочки. Мнение, что малыши в кресле сидят и что это может повредить позвоночнику, самое распространенное. Мы решили спросить красноярских специалистов, что они думают по этому поводу и куда же на самом деле приходится вся нагрузка?
Ольга Карпушкина, врач ортопед-травматолог, уверена, что: «...автолюлька создана специально для детей грудного возраста, и никакой угрозы для позвоночника в ней нет. Форма люльки такова, что вес тела распределяется равномерно, а легкая сгибательная поза младенца более комфортна и безопасна в случае аварийной ситуации».
Опасения родителей беспочвенны, уверен и доктор Демчев Валентин Анатольевич, так как ребенок не сидит в автолюльке вертикально, а полулежит, т.е. упор не на попку, а на спинку. И вес равномерно распределяется по всей поверхности спины. Кресла для новорожденных специально сконструированы так, что спинка кресла устанавливается под углом 30–45 градусов. Это, показали многочисленные исследования разработчиков и огромное количество краш-тестов, лучший угол для безопасного нахождения малыша в автомобиле.
«Если говорить об автокресле, – продолжает свою мысль Валентин Анатольевич, – то это прежде вопрос о безопасности ребенка! Нагрузка на позвоночник минимальна, так как речь идет о достаточно кратковременной перевозке (еще бы фиксировали это кресло в машине!!!). Меня больше волнует не автолюльки, а то, как мамочки носят своих детей! Присаживают буквально с месячного возраста, ставят на ноги. Для меня это гораздо большая проблема, чем нахождение в автокресле 30-40 минут в день».
С какого же возраста можно помещать ребенка в автокресло? Ответ разработчиков докторов и полицейских один – с рождения. Главное – выбрать правильный размер.
Как выбрать автокреслоСегодня у родителей есть выбор. Можно приобрести кресло группы 0 или группы 0+. Они отличаются, и существенно. Кресла группы 0 рекомендуют недоношенным детям или тем, кому показано строго горизонтальное положение. Действительно, такое кресло похоже на люльку от коляски, но с той лишь разницей, что оно имеет внутренние ремни безопасности, т.е. малыш закреплен, и рассчитано на нагрузки при ДТП.
Казалось бы, все родители должны покупать именно такие кресла для своих только что родившихся деток, но разработчики утверждают, что гораздо лучше, если ребенок будет лежать не горизонтально (180 градусов), а именно под наклоном в 45 градусов, как в креслах группы 0+. В таком кресле спинка отклоняется к горизонту на 45 градусов и малыш принимает в нем так называемое ортопедическое положение, то есть располагается почти как на маминых руках.
Когда малышей поднимают, они инстинктивно принимают это положение, следовательно, оно соответствует их анатомической норме. К тому же в креслах группы 0+ ребенок в машине находится против направления движения автомобиля. Именно так он в наибольшей безопасности при ДТП. Здесь важны боковая поддержка и система поддержки головы. Почему важно именно это?
Считается, что именно голова, а точнее шея, самая уязвимая часть тела малыша. Вес головы в пропорции к телу велик, отчего при столкновении (и даже просто при резких поворотах) шея подвергается серьезной нагрузке. Шея маленьких детей недостаточно крепка, чтобы без последствий перенести нагрузку, при которой голова резко отбрасывается назад, а затем выбрасывается вперед (это обычно происходит при ударе передней части автомобиля). В сиденье против направления движения автомобиля вся тяжесть нагрузки ложится на спину ребенка, и голова не выбрасывается резко вперед. В некоторых странах даже рекомендуется оставлять детей в кресле, установленном против движения до 3-5 лет. В любом случае ребенка следует пересаживать в автокресло по направлению движения авто только тогда, когда его вес превысит допустимые нормы для этого типа сиденья (обычно 13 кг) или когда его голова будет находиться выше спинки кресла (т.е. кресло он перерастет).
Интересный факт про автолюльки за рубежом
В Израиле, США, также как и в странах Европы, чтобы забрать новорожденного из роддома, молодым родителям необходимо предъявить детскую люльку для автомобиля, к которым, кстати, очень высокие требования и проверка по соответствию сроку годности. За матерью и младенцем приходит кто-то из родственников, показывает медсёстрам автокресло, и только после этого разрешают выписку. Таков закон. Причем это никак не считается ущемлением родительских прав, а воспринимается как цивилизованный способ обеспечения ребенка защитой с первых дней. У нас пока такая практика не введена. Больше того, автокресло может даже быть в наличии, но ребенка из него вынимают после первого же каприза или же для того, чтобы покормить прямо на ходу. Хотя правильнее остановить машину, а уже потом отстегивать маленького пассажира.
К слову, заграницей споры о том, что лучше и правильнее, тоже идут, рассказывает еще один красноярский ортопед Алексей Данилов: «Спросил иностранных коллег по этому поводу. Они говорят: не обращай внимания, мол у них тоже гиперзаботливые мамашки носятся по врачам и ищут правды. В США есть такая компания IIHS - Insurance Institute for Highway Safety - www.iihs.org В Европе её аналог - EuroNCAP. Так вот именно с подачи таких организаций и страховых компаний, после анализа очень большого количества ДТП и краш-тестов с манекенами были разработаны специальные кресла для детей разных возрастных групп, крепления для них и чёткие недвусмысленные рекомендации по их использованию. Детское кресло, а для самых маленьких детская люлька, – лучшее, что изобрели на сегодняшний момент для защиты детей при ДТП. Положение, в котором находится ребенок в люльке, – оптимальное для распределения перегрузок, возникающих при ударе. При условии, что люлька установлена и пристёгнута правильно. Часто их неправильно устанавливают или не пристёгивают».
Вот у нас и остался вопрос, как разместить новорожденного ребенка в люльку, если он запеленат? Ответ тут один: подготовить на выписку не конверт или одеяло с рюшками, а комбинезон с раздельными ножками или прорезью под ремни (и такие есть). И как мы уже поняли, подкладывать под них никаких пеленок не нужно.
п.22.9. «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств».
Какое наказание предусмотрено за нарушение этих правил?2 июля 2013 года Госдума окончательно приняла закон, где штраф за перевозку детей без специальных кресел вырос до 3000 рублей. Штраф в 500 рублей не останавливал многих родителей от перевозки не пристегнутых детей. Так что эта мера вынужденная.
Ну а мы надеемся, что купить автолюльку вас заставит не страх получить штраф, а забота о своем малыше.
Автор статьи и фото Анна Гейнце
Источник Сибирский медицинский портал
Читайте также:
Молодым папам на заметку: выбираем первую «тачку» своему малышу