Вице-мэр Красноярска Виктор Шевченко: « Нам отступать некуда - 1 января 2016 года в Красноярске не должно быть очереди в детские сады»
Социальная сфера в любом государстве и при любом строе - зона риска. Образование, медицина - жизненно важные сферы, которые определяют уровень жизни и «самочувствия» любого региона. Виктор Васильевич Шевченко первый заместитель главы Красноярска, именно он отвечает за блок вопросов, которые всегда относились к «болевым точкам». Одна из них, казалось, уже вечная и неразрешимая - это многотысячная очередь в детские сады. Мест для детей по-прежнему хронически не хватает, но условия обозначены жесткие. По Указу Президента к 2016 году каждый ребенок дошкольного возраста должен быть обеспечен местом в детском саду. Для Красноярска, точнее его руководителей это головоломка из разряда высшей математики - нужны десятки новых зданий и миллиарды рублей. Как администрация миллионного города будет выходить из этой ситуации, рассказывает Виктор Васильевич Шевченко.
Социальная сфера в любом государстве и при любом строе - зона риска. Образование, медицина - жизненно важные сферы, которые определяют уровень жизни и «самочувствия» любого региона. Виктор Васильевич Шевченко первый заместитель главы Красноярска, именно он отвечает за блок вопросов, которые всегда относились к «болевым точкам». Одна из них, казалось, уже вечная и неразрешимая - это многотысячная очередь в детские сады. Мест для детей по-прежнему хронически не хватает, но условия обозначены жесткие. По Указу Президента к 2016 году каждый ребенок дошкольного возраста должен быть обеспечен местом в детском саду. Для Красноярска, точнее его руководителей это головоломка из разряда высшей математики - нужны десятки новых зданий и миллиарды рублей. Как администрация миллионного города будет выходить из этой ситуации, рассказывает Виктор Васильевич Шевченко.
Виктор Васильевич, начался новый учебный год, сформированы новые группы в детских садах, сколько детей в Красноярске не смогли пойти в дошкольные учреждения?
На сегодняшний день подтвердили свое желание получить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Красноярска почти восемь тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет. Это наиболее важная возрастная группа, где уже и развитие ребенка очень актуально, идет социализация ребенка, подготовка к школе. Указ Президента РФ обязывает нас к первому января 2016 года полностью обеспечить местами в детских садах детей от 3 до 7 лет.
Осталось два с небольшим года, как будете выходить из ситуации?
Задача стоит на самом деле очень сложная. К январю 2016 года нам надо создать 17 с половиной тысяч мест. Программа действий есть, ее поддержал губернатор края. Собственно, программа наших действий заключается в следующем - около 10 тысяч мест мы создаем по линии бюджета, это строительство новых детских садов, реконструкция действующих, открытие при школах групп для дошкольников. И второй вектор - создание дошкольных образовательных учреждений негосударственного сектора. Точнее, создание условий для того, чтобы такие учреждения появлялись, чтобы это были лицензированные учреждения, в которых образовательные услуги оказываются надлежащего качества и тогда можно рассматривать варианты субсидирования. Это значит, что власть берет на себя часть расходов по содержанию ребенка, мы приблизим плату за государственные детские сады и лицензированные частные. Сегодня она отличается в 10-15 раз.
Но это достаточно рисковый бизнес для частных предпринимателей. Есть какие то гарантии поддержки властей или создания определенных условий?
Реалии Красноярска таковы, что как раз люди, которые имеют высокий профессиональный уровень в сфере образования, не обладают необходимым капиталом, чтобы открыть собственное дело. Есть педагоги, у которых большой опыт, есть желание, но нет стартового капитала, даже для того, чтобы выкупить помещение. Мы обратились к строителям Красноярска с предложением - вот строится новый микрорайон, первые этажи жилых домов на определённых льготных условиях, под гарантии власти, могли бы быть переданы в долгосрочное безвозмездное пользование представителям малого бизнеса негосударственного сектора, которые бы с минимальными затратами открывали бы там дошкольное образовательное учреждение.
Сейчас идет либерализация надзорного законодательства, благодаря этому сегодня на первом этаже жилого дома можно открыть детский сад, лицензировать его, если количество детей не будет превышать 80 человек. Власть выступает гарантом для тех, кто занимается строительным бизнесом и для тех, кто будет заниматься частными детскими садами. Скажу, что руководители строительных компаний с интересом откликнулись на это предложением, они хотели услышать гарантии власти. Ну ладно, мы пойдем на встречу и откроем такие детские сады, но не секрет, что высокая оплата является главным препоном для того, чтобы родители отдавали туда детей. Как быть? Мы считаем, что нужно разрабатывать систему субсидирования. Смысл в следующем - приблизить размер фактической оплаты для родителей, чьи дети ходят в негосударственный детский сад и в муниципальный. Но это должен быть именно лицензированный детский сад и качество услуг, которое там оказывается сопоставимо с муниципальным. При этом, возможна интеграция соседних школ, детских садов, использовать кадровый потенциал этих учреждений, для того, чтобы выйти на стандарты предоставления образования.
Давайте подробнее остановимся на проблеме лицензированных частных детских садов. Сейчас практически в каждом доме в обычных квартирах есть так называемые частные садики, детские клубы, как угодно их можно называть, но именно лицензированных детских частных садов в миллионом городе единицы…
Это на самом деле проблема. На сегодняшний день рынок лицензированных частных детских садов представлен уже исторически сложившимися учреждениями. А мы хотим, чтобы это явление стало массовым, чтобы их было сотни. Элементарный пример - стоит четыре дома, в одном из них выделяется площадь 500 квадратных метров, получается лицензия, и дети ходят в детский сад.
Для строителей это тоже выгодно, во-первых, повышается привлекательность рынка жилья, которое продают застройщики. Сегодня, приобретая жилье, люди хотят, чтобы рядом была необходимая инфраструктура - поликлиника, детский сад, школа. Но самое главное, мы должны понимать, что стоимость создания одного места в детском саду сегодня составляет один миллион рублей. Ходят разные разговоры - что это дорого, можно было бы сделать дешевле… Пока дешевле не получается. Разные компании, разные проекты, а суть одна - один миллион рублей одно место в детском саду. Затем, в течение года детский сад нужно содержать, здесь сумма в год за одно место подходит к ста тысячам рублей. Получается, нужно потратить 1100000 рублей в первый год и 100 000 в последующие года на содержание только одного места в детском саду. А если продумать субсидирование негосударственного детского сада, мы получим существенную экономию для бюджета.
Уже кто - то из застройщиков согласился участвовать в этом проекте?
Мы сейчас ведем переговоры с несколькими компаниями. И детские сады по такой программе появятся уже в 2014 году. Это несложно сделать - минимально необходимая площадь, удовлетворение требований надзорных органов.
Если говорить о государственных детских садах, 10 000 мест это все равно огромная цифра. Сколько детских садов необходимо построить в Красноярске, чтобы появились эти места?
Мы планируем построить 28 новых детских садов. Они будут возводиться в разных районах города, на тех площадках, которые подходят для строительства именно детского сада. С одной стороны выгоднее строить большие детские сады - появится больше мест, с другой стороны для такого сада должен быть большой земельный участок, а учитывая плотность застройки Красноярска сделать это непросто. Мы разработали несколько типовых проектов мощностью 135, 190 , 270 мест и в зависимости от того, какой по размеру земельный участок мы можем взять в том или ином микрорайоне, будем использовать конкретный проект. На сегодняшний день в Красноярске строится 7 новых детских садов, из которых два детских сада по программе частно -государственного партнерства. Мы рассчитываем все их ввести в эксплуатацию до 2014 года. А по поводу 28 строительных площадок - это реальный финансовый прогноз. Хочу особо отметить, что государственная программа, по которой мы создаем 10 000 мест в государственных детских садах, стоит 6 с половиной миллиарда рублей, из которых у нас есть пока только два. Но сейчас ситуация меняется и федеральный центр начинает нам активно помогать. В ближайшее время приходят более 600 миллионов рублей именно на эти цели из федерального бюджета. Мы получили подтверждение, что на следующий, 2014 год, пять детских садов каждый мощностью 270 мест будут построены, если администрация Красноярска даст гарантии на выделение земельных участков.
Понятно, что если проблема не решалась многие годы, все это копилось, то решить этот клубок проблем сразу просто невозможно… И все уже начали относиться к этой проблеме, как к неразрешимой в принципе.
В этом году мы как никогда много сделали для того, чтобы решить проблему с детскими садами. Начали с того, что навели порядок в очереди, на начало 2013 года очередь была около 15 тысяч детей, это то, что показывали документы. Нам удалось упорядочить очередность, мы внедрили электронную систему «дошкольник», это исключило такой момент, когда один и тот же ребенок стоял в очереди во всех семи районах города, и он семь раз числился в очереди. Сейчас реальная потребность в местах составляет 7800 детей, мы сделали прозрачной систему записи, движение по очереди можно отслеживать, и родители ребенка могут получить ответы на все свои вопросы - когда подойдет их очередь, почему кто- то вдруг оказался перед ними, за счет каких категорий льготников это произошло.
Но потом эти дети должны пойти в школу, а школ в Красноярске тоже недостаточно
Да, это проблема есть и она ещё более затратная в финансовом плане. Иного пути, кроме как строить новые школы, у нас нет, и мы это понимаем. Чем больше школа, тем меньше стоимость одного места и более высокая степень использование кадрового ресурса. Все новые школы, которые сейчас будут строиться в Красноярске должны быть мощностью на тысячу мест. На сегодняшний день в детальной проработке пять площадок, на которых планируется построить школы. В наших реальных планах строить по 1 школе в год.
Виктор Васильевич, как Вы оцениваете социальную обстановку в Красноярске?
Социальная обстановка в городе Красноярске непростая. Связано это с рядом глубоких преобразований в здравоохранении, в образовании, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Процессы модернизации, переход на новые формы оплаты труда, повышение требований к качеству оказания услуг и со стороны граждан, и по линии власти очень многое поменяли в работе врачей, педагогов, работников жилищно-коммунальной сферы . Нужно время, чтобы позитивные смыслы, заложенные в проводимые преобразования, заработали в полную силу.
Источник Сибирский медицинский портал