В Одессу из Тувы уехал отец Дмитрий
Отец Димитрий уехал поближе к родным — туда, где особенно теперь нужен. На прошлой неделе он провел «прощальные» богослужения. После них прихожане задерживались в храме и говорили благодарные слова
Три года назад, когда епархия только образовалась, отец Димитрий стал для владыки главным помощником в организации духовной жизни. В должности секретаря епархиального управления он пребывал до осени прошлого года, пока не уступил столь хлопотное дело священнику из более молодой и амбициозной смены. Отец Димитрий представлял епархию на многих светских мероприятиях.
На них он обратил на себя внимание благодаря такту и уму. Среди мирян эти качества — на вес золота. За плечами отца Димитрия Одесский университет. Вуз очень серьезный, к тому же один из старейших, поскольку открыт был еще в царской России. В XIX веке традиции университета закладывались немецкой профессурой. В рациональном ключе, принятом в этой среде, вели свою работу и отечественные преподаватели. Университет оставил заметный след в отечественной и мировой науке. Достаточно назвать такие имена, как физиолог Илья Мечников, Нобелевский лауреат 1908 года в области медицины, хирург Николай Пирогов, физиолог Илья Сеченов... Выдающиеся ученые и практики прославили в свое время Одесский университет, в котором читали лекции. Базовые и прочные знания с тех еще давних пор стали отличительной чертой вуза в Одессе. В особенности — в точных и естественных науках. Отец Димитрий окончил физический факультет. Защитил диссертацию, кандидат физико-математических наук. В первые два года пребывания в Кызыле он читал лекции в Тувинском госуниверситете. Рассказывал студентам об оптике и ядерной физике. Математический склад ума сказывался и на том, как отец Димитрий вел богослужения: они проходили четко, словно были выверены по жесткому сценарию. «Емкими» по содержанию и «практичными» по смыслу были проповеди отца Димитрия, с которыми он завершал воскресную литургию. Вместе с владыкой он принимал участие в торжественных богослужениях, вместе они выезжали в православные приходы, расположенные в районах республики. Однако любимым храмом отца Димитрия была Свято-Троицкая церковь, в которой он проводил за богослужениями и молитвой больше времени. Относительно молодой священник органично вписался в жизнь «старого» городского храма.
Свято-Троицкая церковь действует на протяжении шести десятков лет, считается даже несколько консервативной в плане общения среди духовенства и прихожан. Трое собственных детей отца Димитрия также требовали внимания. По этой причине у священника не было времени для того, чтобы продолжить учебу в духовной академии. Сам он утверждал, что прочные знания в области богословских наук получил в Московской духовной семинарии. Светское же образование, полученное в стенах Одесского университета, приучило его к самостоятельному поиску новых знаний. Свое отношение к открытию и познанию мира заложила и мама священника, которая в свое время занималась географическими исследованиями. «Физики», в отличие от «лириков-гуманитариев», видят мир не в образных, а в точных и весьма скептических категориях. Отец Димитрий по этому поводу даже замечал: «физик» или «математик» в богословских нюансах себе же задает более глубокие вопросы, а на основе причинно-следственного анализа находит и более точный ответ. События на Украине, невольными свидетелями которых мы стали в последние четыре месяца, не оставили равнодушными и граждан Российской Федерации. Украинская тема позволила расставить все точки над «i», заодно заставила нас хорошенько перелистать страницы новейшей истории.
Соседняя страна, как оказалось, с самого своего независимого начала, была соткана из противоречий. Как следствие — политический и духовный раскол теперь уже в бывшем украинском обществе. Целые регионы, из которых состояла Украина до недавнего времени, либо вышли из ее состава, либо дистанцируются от управления ими из Киева. Одесса не стала здесь исключением, трагедия же, спровоцированная хунтой в Доме профсоюзов, четко разделила сознание жителей на «до» и «после» Украины. Одесса вообще была далека от «украинского мира». В XVIII–XIX веках город построили французы и итальянцы, благодаря морскому соседству Одесса была близка и к странам Ближнего Востока. Такая открытость миру сформировала легко узнаваемый, «неунывающий» характер одессита.
Отец Димитрий уехал поближе к родным — туда, где особенно теперь нужен. На прошлой неделе он провел «прощальные» богослужения. После них прихожане задерживались в храме и говорили благодарные слова. Те из них, кто служит в силовых структурах, предложили священнику помощь в переезде. Но только — до государственной границы Российской Федерации и Украины.
Главное и бесспорное достоинство отца Димитрия — открытый и живой ум. Интеллектуальное начало, привнесенное отцом Димитрием, не прошло даром для епархии. Не без его участия все эти годы епархия пополнялась образованными и толковыми молодыми священниками. Церковь ставит перед ними миссионерские задачи. Они были бы неисполнимыми, если некому было задать верный тон. Это сделал отец Димитрий. В дело основания епархии он по праву заложил свой первый камень.
Михаил РУДАКОВ, газета Тувинская правда