Главный уролог Сибири Александр Неймарк рассказал о жизни и профессии
Главный уролог Сибирского федерального округа более 40 лет отдал своей работе
Заведующий кафедрой урологии и нефрологии АГМУ, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор Александр Неймарк награжден орденом Дружбы за большой вклад в развитие здравоохранения, медицинской науки и многолетнюю добросовестную работу. Александр Израилевич входит в династию врачей – его отец Израиль Неймарк и мать Валентина Неймарк – легендарные хирурги, брат Михаил – главный анестезиолог Алтайского края, заведующий кафедрой анестезиологии и реанимации АГМУ, доктор медицинских наук, профессор, сын Борис, как и отец, выбрал своей специальностью урологию.
Александр Неймарк рассказал «ПОЛИТСИБРУ» о своей работе, о способах сохранения здоровья и долголетия сильного пола, а также о продолжении династии.
— Александр Израилевич, вы являетесь представителем известной врачебной династии. Проблем с выбором профессии у вас не возникало?
— Нет, никаких проблем при выборе профессии у меня не возникало, потому что и отец, и мать занимались медициной. Дома были постоянные разговоры о врачах, о больных и их заболеваниях. Они невольно настраивали меня и брата на медицину, поэтому, когда я окончил школу, вопросов не оставалось – я уже знал, что пойду в медицинский институт.
— Почему своей специальностью вы выбрали именно урологию?
— На мой выбор специализации повлияла мама. Когда я оканчивал институт, дома начались разговоры о том, какую врачебную специальность выбрать. Отец видел меня как эндокринного хирурга, который занимается операциями на эндокринных органах. Ему казалось, что это очень перспективно и интересно, а мать наоборот считала, что в эндокринной хирургии операций минимум. Она говорила о том, что необходимо заниматься урологией – это узкая хирургическая специальность, очень востребованная и полезная. И поэтому я пошел на дополнительные занятия по урологии, чтобы присмотреться к этой специальности. На выбор специальности так же повлияла Валентина Михайловна Борисова-Хроменко – основательница алтайской урологии. Она читала студентам лекции с огромным энтузиазмом, хорошо оперировала. Более 40 лет, которые я занимаюсь этой специальностью, показали, что тогда я сделал правильный выбор.
— Можете ли вы сказать, что Валентина Михайловна стала вашим учителем в профессии?
— Да, Валентина Михайловна мой учитель в профессии, с которой я много лет бок о бок работал. Она передавала мне свой опыт - учила меня и в подходе к больным, и в диагностике урологических заболеваний, и в операциях, ведь я ей ассистировал.
— Александр Израилевич, кого вы еще можете назвать своими учителями?
— В институте был ряд ярких профессоров, с которыми я сталкивался в процессе обучения. Это заведующая кафедрой нормальной физиологии, проректор по науке Зуфера Валеевна Уразаева, ректор АГМУ Виталий Николаевич Крюков, заведующий кафедры фармакологии Ефим Борисович Берхин, врач-гематолог, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Зиновий Соломонович Баркаган.
Зиновий Соломонович был легендарной личностью и в плане своей профессиональной эрудиции, и своих человечески качеств. С этими людьми я много сотрудничал и после окончания института, и каждый делился со мной своим опытом. Но, конечно, главным учителем для меня был отец, который своим примером постоянно показывал отношение к больным, отношение к специальности. Пример перед глазами способствовал моему становлению как врача, как специалиста, как ученого.
— Какую роль в вашей жизни сыграл Алтайский государственный медицинский университет?
— Алтайский медицинский университет - это моя альма-матер. С 1963 года, когда я стал студентом тогда еще медицинского института, моя жизнь связана с этим вузом и вместе с ним мы пережили и простые, и сложные времена. Я всем обязан Алтайскому медуниверситету и его сотрудникам.
— Если сопоставлять подготовку специалистов сейчас и в те времена, когда учились вы, что изменилось?
— Подготовка специалистов стала другой, ведь изменилось и время, и подходы к образованию, появилось оборудование, которого мы не имели в 70-х годах прошлого века. Но одно осталось прежним – студента в первую очередь учат работать с больным, находить с ним точки соприкосновения. Без этого он не сможет состояться как врач. Все студенты разные: есть среди них «звездочки» - студенты, которые с удовольствием овладевают медициной, не страшатся низкой заработной платы, неизбежность которой каждый врач должен пережить, пока не станет хорошим специалистом. А есть те, кто приходит с «пустыми глазами» и с одной целью – быстрее получить диплом. Так всегда было, есть и будет. В урологии у нас больше толковой молодежи. Я вижу, как растут в профессиональном плане молодые коллеги, как они набираются опыта, становясь хорошими специалистами. Среди них уже есть достойные врачи, и я уверен, что еще будут.
— Александр Израилевич, а легко ли вы находите общий язык с пациентами? Возникали ли трудности, когда вы только начинали работать?
— Конечно, когда я только начинал работать, были элементы стеснения, потому что урология – это специальность, которая невольно касается интимных проблем жизни, поскольку занимается половыми заболеваниями. Я считаю, что с больными нужно много разговаривать, ведь у них всегда есть вопросы, касающиеся болезни. Необходимо находить время, чтобы объяснить все пациенту. Я всегда об этом говорю молодым врачам: «Не заходите на одной ноге на обход в палату, потому что вас они ждут, у них накопились вопросы. Задержитесь на 20 минут, поговорите, ведь это влияет на результат лечения». Не должно быть недосказанности между врачом и пациентом. Даже если это не очень приятные моменты в жизни, которые могут возникнуть из-за болезни, говорить об этом нужно обязательно. К любому человеку, даже агрессивно настроенному, нужно найти подход для того, чтобы сделать его своим союзником.
— Какие аспекты вызывают наибольшие сложности в вашей работе?
— Реклама, которая идет из средств массовой информации, играет подчас отрицательную роль. Больной пробует ряд лекарств, но эффекта, как правило, не получает и тогда приходит в больницу за помощью. Таким людям нужно объяснить, что с этими препаратами нужно быть аккуратнее, ведь они могут нанести вред организму. Такая реклама зомбирует людей.
— Над какими проблемами сегодня работает урология?
— На первом плане стоят заболевания, связанные с воспалительными процессами мочевых органов. Это очень частая патология среди урологических больных и не важно, сколько им лет, это может быть и ребенок, и человек зрелого возврата. На втором месте среди проблем урологии - мочекаменная болезнь. Это заболевание является эндемичным, а наш край как раз находится в зоне эндемии мочекаменной болезни. Развитие этого заболевания связанно с географией, внешней средой и другими факторами. В степных районах таких больных больше, так как там вода жесткая. Вопросы профилактики и лечения мочекаменной болезни являются для нас очень важными. Еще одна большая проблема в урологии – это патология предстательной железы, потому что с возрастом там возникают опухоли. Злокачественных опухолей становится больше и здесь мы тесно сотрудничаем с онкоцентром.
— Какие меры необходимо принимать для профилактики таких заболеваний?
— Несмотря на то, что человек читает о заболеваниях, по ряду проблем остается высокая медицинская неграмотность. Сейчас в мире распространяется рак предстательной железы. Есть простое исследование – сдача крови на простатспецифический антиген. Каждый мужчина старше 50 лет должен приходить, сдавать этот анализ и следить за уровнем простатспецифического антигена. Это тесно связано с таким понятием как мужское здоровье. У нас существуют женские консультации, где за женщинами наблюдают. По такому же образцу должны быть организованны и мужские консультации. Если мы хотим иметь здоровое поколение, мы должны иметь здоровых мужчин и женщин.
— Александр Израилевич, скажите, сейчас мужчины не так стесняются прийти на прием к урологу, как, например, 20 лет назад?
— Да, тенденция пошла к тому, что мужчина перебарывает свое стеснение. Ели раньше пациенту, которому ставили диагноз эректильная дисфункция, невозможно было помочь, то сейчас наоборот - урологи много узнали об этой болезни и могут оказать помощь. Если бы у нас были мужские консультации, то мужчина не так бы стеснялся приходить к врачу-урологу. Женская консультация – это отдельный сектор, а в простой поликлинике уролог принимает в обычном кабинете, где рядом с пациентом может сидеть и девушка, и дедушка. Не все это выдерживают и уходят в платные медицинские центры.
— Как вы относитесь к нетрадиционной медицине, например к использованию трав?
— В урологии фитотерапия используется уже давно и является эффективным средством при лечении. Помню, будучи молодым врачом, приходил в отделение, а в нем пахло свежезаваренным спорышом, который давался пациентам. Сейчас есть отвары, препараты, состоящие из трав, которые мы рекомендуем своим больным приобрести в аптеке. А вот то, что может продаваться на базаре и выдаваться за траву, я бы не рекомендовал пациентам, потому что там может быть все что угодно. С травой вообще нужно быть очень осторожным, потому что ее трудно дозировать. Для урологии хорошим лечебным средством является отвар укропа, березовых почек и полевого хвоща.
— Александр Израилевич, вы были удостоены национальной премии «Призвание». За какие заслуги она присуждается?
— Эта премия присваивается в нескольких номинациях: «За верность медицине», обычно она присуждается за многолетнюю работу, «За разработку нового направления в медицине», «За открытия в медицине, сделанные не врачами», «За уникальную хирургическую операцию». Мы получили премию «За разработку нового направления в медицине». Это работы в отношении мужского здоровья, которые объединили профессоров из Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Я также был включен в эту группу.
— Вы многое рассказали об урологии. Расскажите немного о себе. Что вас вдохновляет?
— Меня может вдохновить интересная книга, спектакль или концерт. Я стараюсь не пропускать хорошие выступления в филармонии Алтайского края. У меня уже есть билеты на концерты, которые состоятся в ближайшие месяцы, и я с огромным удовольствием жду этих встреч. Меня вдохновляет, когда мои ученики достойно защищают докторские и кандидатские диссертации. Операции, которые я еще периодически делаю, могут меня вдохновить. Ходьба на лыжах в морозный солнечный день приносит приятные впечатления. Моя 11-летняя внучка Саша, которая может позвонить и позвать на прогулку.
— А ваша внучка уже задумывается о том, кем хочет стать?
— Да, конечно, задумывается. Вокруг нее складывается такая атмосфера, что я думаю, она пойдет по нашим стопам, ведь династию надо поддерживать.
— Вы сказали о том, что вас вдохновляют книги. Что вы читаете сейчас?
— На данный момент я с огромным интересом читаю новый роман Дины Рубиной «Русская канарейка». Это история двух семей, которые начинали жить в России, затем продолжили свою жизнь заграницей. Я считаю, что Дина Рубина, несмотря на то, что эмигрировала в Израиль, сохранила чистоту русского языка, ведь книга очень хорошо написана. Также я с удовольствием читаю качественные детективы. И конечно, весомая часть читаемых мною книг относится к урологии.
Беседу вела Дарья Савенко.