Образовательные стандарты для детей-инвалидов, апробированные в Забайкалье, станут обязательными во всей России
Восьми образовательным учреждениям Забайкальского края в 2014 году был присвоен статус федеральных пилотных площадок, где проводили апробацию федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Всероссийский симпозиум, посвященный современным тенденциям и перспективам развития доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья прошел в Чите в шестой раз.
Восьми образовательным учреждениям Забайкальского края в 2014 году был присвоен статус федеральных пилотных площадок, где проводили апробацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они накопили серьезный опыт в этом важном деле. На их базе создана не только доступная архитектурная среда, но и приобретено высокотехнологическое коррекционное и реабилитационное оборудование. Оно позволило обновить содержание и технологию обучения детей-инвалидов.
Участники симпозиума отметили, что в Забайкалье накоплен определенный положительный опыт создания нормативно-правовой базы, кадровых и организационно-методических условий для введения ФГОС для детей-инвалидов, а также развития инклюзивного образования, которое отличается гибким индивидуальным подходом к преподаванию и обучению.
Так, успешно действуют ресурсные центры по оказанию методической помощи педагогам и родителям на базе Забайкальского центра специального образования и развития «Открытый мир», Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР», Черновской коррекционной общеобразовательной школы-интерната. В поселке Агинское Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» является региональной инновационной площадкой по интеграции детей с особыми образовательными потребностями «Звёздочка счастья». В десяти школах Карымского района действуют консилиумы, которые осуществляют комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Четыре школы Петровск-Забайкальского района (в селах Малета, Пески, Катаево и поселке Тарбагатай) участвуют в реализации программы «Доступная среда». Перчень подобных примеров можно продолжать.
С первого сентября те ФГОС, которые прошли апробацию на пилотных площадках, в том числе и в Забайкалье, станут обязательными для всех образовательных учреждений России. Однако, по мнению Заместитель председателя комитета по социальной политике краевого парламента Андрея Мартынова, еще осталось немало проблемных вопросов. О них тоже шла речь на симпозиуме. Особенно это касается подготовки специальных педагогических кадров, психологов, учителей, способных работать с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья. Важна также роль и ответственность родителей таких детей, индивидуальный подход к личности каждого ребенка.
В своем обращении к Правительству и Законодательному Собранию Забайкальского края участники симпозиума предложили рассмотреть возможность повысить финансирование образования детей-инвалидов и обеспечить ежегодное планирование средств регионального бюджета на софинансирование мероприятий федеральной программы «Доступная среда».