Реклама в Томске: этично или нет?
За 2016 год в управление поступило чуть более 80 жалоб
Вопросы морали и этики в рекламе, прежде чем попасть в материалы административных дел, постоянно рассматриваются на экспертном Совете по рекламе с представителями общественности, которые и решают, что этично, а что нет. Об этом рассказал журналистам программы «Новости здесь» глава УФАС РФ по Томской области Владимир Шевченко.
«Определение неэтичности определено в законе «О рекламе» — запрещено использовать бранные слова, неэтичные образы, оскорбления, унижение достоинства», — объяснил эксперт.
Владимир Шевченко отметил, что инициаторами подачи заявлений о неэтичности рекламы, в основном, являются общественные организации.
За 2016 год в управление поступило чуть более 80 жалоб на ту или иную рекламу. Было возбуждено 56 дел, однако на тот момент многие из выявленных нарушений были практически ликвидированы по предписаниям. 2017 год более «урожайный» — за первые месяцы томское УФАС возбудило и рассмотрело 28 дел, касающихся рекламы, и вынесло восемь предупреждений. В основном недовольство томичей вызывают печатные материалы, а также использование иностранных слов в наружной рекламе – по закону требуется их обязательный перевод. По его словам, законодатель пошел навстречу малому предпринимательству и им выносятся предупреждения после первого нарушения. В случае повторного — ожидается штраф.
«Рекламный бизнес 10 лет назад – не тот, что сейчас. Он, безусловно, развивается, и, безусловно, ошибается. И мы видим одни и те же типичные ошибки. Люди не могут охватить весь спектр «чего нельзя»: они открывают закон о рекламе только тогда, когда к ним какие-то претензии начинаются. Второй вопрос — когда они очень хорошо знают, что этого делать нельзя; делают это умышленно», — рассказывает Шевченко.
Ранее сообщалось, что томское управление ФАС признало ненадлежащим рекламу салона-мастерской, предлагавшего «самый большой» выбор надгробных памятников. Кроме того, сотрудники фирмы завлекали потенциальных клиентов акцией «второй памятник в подарок». Нарекания ведомства вызвала именно реклама, обещавшая «самое большое количество моделей и размеров». Еще один громкий пример — реклама гриль-бара — «Каждый вторник эксклюзивное мужское меню без баб».