Архитектор Алексей Комов нашел на арт-резиденции в Омске художественное наследие своего прадеда
Известный московский архитектор обнаружил в Сибири сенсационные документальные свидетельства, причастные к летописи его семьи
На арт-резиденции, которая проходит в Омске, директор музея изобразительных искусств имени Врубеля Юрий Трофимов преподнес гостю в подарок альбом-каталог «Омские озорники», из которого выяснилось, что в собрании музея находятся работы его прадеда — русского прозаика, журналиста, художника-графика Алексея Громова (1888—1937 годы).
«Алексей Матвеевич был большим мастером графики. В нашей семье считалось, что его художественное наследие существует и хранится в где-то Сибири, но подтверждений этому до сих пор обнаружить не удавалось», — сообщил Комов Международному пресс-центру «МКР-Медиа». — В Омске произошло чудо! Спустя сто лет нашлись графические работы прадеда, в честь которого меня и назвали Алексеем. Вы не представляете, как я счастлив! Когда легенда становиться явью, живой реальностью, ты чувствуешь связь времён, поколений, зов крови даже сквозь столетия и пространство моей прекрасной Родины».
На арт-резиденции в Омске Алексей Комов возглавил «Урбан-неделю» — направление, посвященное развитию городского пространства, и помог молодежи разработать проект благоустройства дворика Драматического лицейского театра. Он отметил, что ранее неоднократно бывал на архитектурных конференциях в этом городе, но именно в таком творческом формате ему удалось наладить неформальное общение с омской интеллигенцией и открыть новые страницы истории своей семьи.
Комов рассказал, что его прадед родился в Москве, в 17 лет дебютировал в печати памфлетами в журнале «Стрелы» и газете «Русский листок». На первый сборник рассказов «Поручик Борисов. Кровавые слёзы» (1906 год) был наложен арест. В сборнике «Рассказы» (1908 год) обнаруживается влияние Максима Горького и Леонида Андреева, автор даже использовал псевдоним А. Буревестник. Какое-то время Громов жил в Париже, там печатал иллюстрации к материалам в журнале «Lecture pour tous». Вернувшись в Россию, участвовал в изданиях «Новый путь», «Наша жизнь», «Журнал для женщин». Публиковал статьи, рассказы, эпиграммы, стихотворения, рисунки и карикатуры. В 1918 году, спасая семью от голода, уехал в Омск, где работал редактором и активно участвовал в жизни сибирских авангардистов, футуристов. В 1923 году Алексей Громов вернулся в Москву, работал сотрудником газеты «Гудок», затем редактором в Госиздате. Выпустил книгу зарисовок «Семнадцатый год (сцены Октябрьской революции)». В 1937-м был расстрелян.
Комов пояснил, почему обретение художественного наследия прадеда стало большим праздником для всей семьи. «Рисовать в нашей семье, как дышать. Мой покойный отец Олег Комов - классик советской скульптуры, автор 35 памятников по всей России и за её пределами, мама - архитектор, работала с ним в тандеме. Старший брат Илья - известный живописец, член-корреспондент Академии художеств. Моя жена, Светлана, керамист, закончила Строгановку, но сейчас занята искусством воспитания наших детей, которых у нас пока четверо. Мы все с детства варимся в творческом борще - это наша судьба», — рассказал Комов.
Он также отметил, что художественное наследие его прадеда — «и есть тот каркас, который скрепляет российскую историю и культуру». «У меня родилась идея создать в музее им. Врубеля экспозицию нашей творческой династии. В 2013 году в Москве с невероятным успехом прошла выставка «Форма - Пространство - Цвет», объединившая наследие станковой скульптуры отца, живопись брата и мой архитектурный опыт. Теперь напрашивается более полная семейная творческая ретроспектива на Сибирской земле», — сообщил Алексей Комов.
Форум «Омская арт-резиденция: люди и город», проходящий с 31 мая по 12 июня, организован ОмГТУ при поддержке правительства Омской области.
Генеральный партнер проекта - Межгосударственная корпорация развития.
Фото предоставлено Международным пресс-центром «МКР-Медиа»