Сергей Меняйло: «Не вижу я пока для себя, как решить»
Поручение президента перевести транспорт на метан в некоторых регионах СФО выглядит невыполнимым
Сегодня в Новосибирске состоялось совещание с участием полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО) Сергея Меняйло, глав регионов и экспертов. Они искали ответ на вопрос – как перевести автобусы и машины коммунальных служб на газомоторное топливо. Такая задача была поставлена главой государства в 2013 году.
После соответствующего поручения президента было издано постановление правительства. В нем говорится, что к 2020 году доля общественного транспорта и спецмашин, работающих на метане, в городах с населением до 100 тыс. человек должна составлять не менее 10%, до 300 тыс. жителей – не менее 30%, а города-миллионники обязаны заправлять метаном половину своего транспорта.
Задача сложна, в первую очередь, тем, что переоборудовать бензиновые двигатели для работы на метане (как это делают в случае с пропановой смесью) нельзя. Необходимо покупать новые машины. Такая техника стоит на 20% дороже бензиновых аналогов. С 2014 года Минпромторг РФ запустил программу субсидирования, по которой эту разницу покупателям компенсируют. С учетом того, что метан стоит в два раза дешевле бензина, в эксплуатации такая техника выгоднее традиционной.
По словам директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Дениса Пака, в рамках программы продано более 9 тыс. автомобилей. Из них регионы СФО купили всего 154. На этот год финансирование программы составляет 3,3 млрд руб. Но ни одной заявки из Сибири нет, констатировал господин Пак. Между тем, как заметил Сергей Меняйло, чтобы достичь необходимых показателей, сибирским регионам необходимо до 2020 года купить около 7 тыс. машин, использующих газомоторное топливо.
Отсутствие интереса сибирских перевозчиков к такому транспорту вполне объяснимо. Сейчас во всей Сибири работает всего 18 станции «Газпрома», где можно заправится метаном.
«Я заправил машину в Новосибирске, где четыре станции, и поехал в Омск, где такая станция всего одна. Доеду – не доеду?», - задал себе вопрос Сергей Меняйло.
Заместитель гендиректора ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Воробьев сообщил, что в планах компании к 2020 году довести количество таких заправок до 35. Однако в пяти регионах СФО (республиках Бурятия, Тува и Хакасия, а также Забайкальском и Красноярском краях) их нет и строительства не планируется из-за отсутствия магистральных газопроводов.
Поступательное развитие этого рынка без органов власти невозможно, заявил Денис Воробьев, подчеркнув, что даже действующие станции загружены примерно на 27%.
«Наличие количества техники, использующей метан, для нас является ключевым показателем при принятии решения о строительстве новых объектов», - добавил он, заметив, что сейчас сеть метановых станций является для компании убыточной.
«Не вижу я пока для себя, как решить (задачу, поставленную президентом РФ – Sibnovosti.ru)», - вздохнул господин Меняйло.
В итоге участники совещания решили создать специальную рабочую группу, которая займется поиском решения.