Новосибирские ученые разработали «подушку безопасности» для метро
По расчетам ученых, при ее использовании для эвакуации пассажиров потребуется 10 минут
Специалисты Института горного дела имени Николая Чинакала СО РАН рассказали о своей разработке, которая позволит спасти пассажиров в случае пожара в составе метрополитена.
Как пишет портал «Наука в Сибири», разработка предназначена для однопутных тоннелей. В случае воспламенения первого или последнего вагонов поезда свежий воздух подается с противоположной стороны состава, люди выходят навстречу свежему потоку и идут по тоннелю до станции. Если же загорится один из средних вагонов, части пассажиров придется эвакуироваться по задымленному пространству или пройти между горящим участком и стеной, рискуя жизнью.
Как пояснил главный научный сотрудник лаборатории рудничной аэродинамики ИГД СО РАН Александр Красюк, решить проблему мог бы нулевой режим, при котором вентиляция замедляет скорость потока воздуха, и дым распространяется медленнее. Но в СНиПах этот режим не прописан, поскольку у вентиляции метрополитена нет автоматического режима. Вместо этого, по правилам, поезд должны дотянуть до станции. Ученые предложили свой вариант обеспечения безопасности в случае пожара – аэродинамическую перегородку, работающую по принципу автомобильной подушки безопасности.
- В момент начала пожара машинист нажимает кнопку и срабатывает аэродинамическая перегородка типа подушки безопасности, которая надувается между вагонами и стенкой тоннеля, значительно увеличивая его аэродинамическое сопротивление. Фактически, создается пробка, и пожарные газы в первые минуты очень медленно распространяются по тоннелю. Под ней остается пространство метра в полтора, люди могут спокойно выйти, пока горит изолирующий материал, - рассказал Александр Красюк.
По расчетам ученых, при использовании такого устройства для эвакуации даже неподготовленных пассажиров составов потребуется не более 10 минут.