Росприроднадзор: Задачу по сокращению выбросов в Челябинске необходимо реализовать перед проведением саммитов ШОС и БРИКС
Интервью с Руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области Виталием Курятниковым
Вопрос. Прозвучала цифра, что к 2024 году число выбросов должно снизиться на 20%?
Ответ. Задача, которая поставлена в указе президента - это снижение не менее чем на 20%. И перечислена два города региона: Челябинск и Магнитогорск. Комплексный план проекта защитили в министерстве экологии, на сегодняшний день мы понимаем, что прогнозная цифра по Челябинску - это снижение на 25%. Но мы к этому вопросу подходили уже в 2016 году с позиции анализа и исключения просто механики.
Вопрос. За счет чего может быть достигнуто снижение выбросов?
Ответ. Для Челябинской области вопрос обеспечения экологической безопасности - один из первых вопросов определенных новаций. Даже я бы назвал это анализом предыдущих каких-то работ и систем, которые уже существуют и планируются к реализации. Это поиск другого инструмента. Обычно 2-3 пользовались. Мы подошли шире, стали мониторить потенциальную зону загрязнения предприятий. Чем мы и отличаемся от наших коллег в других регионах. И эта практика сегодня по России стала развиваться. Что нам дал этот опыт? Мы смогли собрать определенную информацию относительно влияния предприятий на жилую зону, позволило нам сформулировать основные претензии, сделать предложения, обратить внимание предприятий на конкретные источники выбросов, относительно тех веществ, которые нам удалось «поймать», зафиксировать.
Мы создали единую базу. Пока на бумажном носителе, но мы надеемся, что в ближайшее время мы прейдем к системе, когда превышение выбросов, которое зафиксировало любое из надзорных органов, будет скидываться на единый сервер. И мы уже будем понимать обстановку. Там же будут зафиксированы превышения с потов Росгидромета. То есть все посты, которые существуют в городе, должны работать на общий результат.
К сожалению, очень много органов власти, которые вовлечены в процесс обеспечения экологической безопасности. Раньше это был один орган. И это было удобно. Это, конечно, не значит, что нужно создавать один. Скорее, нужно пользоваться новыми технологиями, и сохраняя это разделение в рамках системы сдержек и противовесов, пользоваться единой картой. Сегодня такой проект прорабатывается Минприроды и Росприроднадзором. Предполагается, что заниматься этим проектом будет «Сбербанк». Совпало с нашим видением и представлением о новой системе работы с предприятиями. Мы формулировали в 2016 году: предприятия для себя обеспечивают управление рисками на высоком уровне в сфере природопользования, дабы не допустить приостановку или сбоев в работе. Тем самым мы достигаем нужного нам результата - это обеспечение безопасности в целом: атмосферного воздуха, воды и т.д.
И когда мы говорим о том, что управление рисками - это важный компонент для бизнеса, то мы начинаем разговаривать на языке самого бизнеса. И работа «Сбербанка» здесь абсолютно синхронизируется. «Сбербанку» позволят делать выводы относительно рисков тех предприятий, которые возможно будут кредитоваться. Здесь мы считаем, что сделан определенный шаг вперед. Мы пытаемся найти определенные точки соприкосновения.
Когда появилась наша база наблюдения, мы смогли сформулировать для большинства крупных предприятий вопросы, на которые следует обратить внимание. У нас появилась модель снижения выбросов. Просто снизить выбросы на 20% - это не всегда приведет к качеству работы предприятий, а именно такую задачу ставит сегодня президент. И эту задачу необходимо реализовать перед проведением саммитов ШОС и БРИКС. Обеспечить безопасность окружающей среды. Мы понимаем, что в первую очередь нужно снизить выбросы веществ 1 и 2 класса опасности: бензопелен, фармальдегид. Это вещества, которые имеют индекс загрязнения атмосферы.
Потом предприятиям предлагается вести работу по снижению выбросов, которые влияют на приземный слой. Там где находимся мы с вами, животные, растительность и т.д.
Если вещество входит в индекс загрязнения, любое, то мы предлагаем работать в комплексе. Мы предложили такую модель группе компаний «Мечел». И мы увидели результат. Не сказать, что все стало прекрасно. Но этот опыт позволил по-другому подойти ко многим производственным процессам.
На «Мечеле» существенно сократились случаи выбросов некоторых веществ, таких как оксид углерода. Для примеров, в предыдущие годы оксид углерода фиксировался в превышениях в 32- 52 раза предельно допустимых норм. Сегодня таких случаев нет. Показатель 52 - это было в начале 2016 года. А второй случай был в начале 2017 года.
Сегодня мы понимаем, что обратив внимание предприятия на эти случаи, мы видим, что меры приняты.
Дальше мы понимаем, что мы должны работать точечно. Мы не должны идти по пути популизма, а сохранить хладнокровие и пошагово работать со всеми основными предприятиями, а выявлять недостатки и показывать это предприятиям. Только так у нас будет понимание и справедливое отношение к этому вопросу. И предприятие не будут сопротивляться, что вот пришли, лишь бы составить протокол. Прикрыться бумагой, что что-то делают. И для нас результат будет более очевиден. Мы, бывает, выявляем 1-2 утечки и работаем только с ними. Мы не требуем приостановить предприятие. Сохранение баланса экономики, бизнеса и экологии надо искать.
Вопрос. Раньше выписывали штрафы?
Ответ. Раньше превышения, которые фиксировались, как в зоне влияния, так и на постах Росгидромета, считалась недостоверной информацией недостаточными данными для привлечения к ответственности завода. С этим мы и стали бороться.
Вопрос. Почему?
Ответ. Мы пытаемся работать с превышениями системно. Это забытый прием прошлых лет. Много было придумано до нас, и это просто нужно вспомнить. Раньше посты Росгидромета ставились исключительно для того, чтобы ориентироваться на источники: промышленные, автомобильные и т.д. Был другой уровень информатизации. Поэтому работали больше на бумаге. Если говорить про воздух, то эта субстанция так быстро изменяется, что с ним нужно работать также быстро.
У нас по этому году есть хорошие практики. В Магнитогорске комбинат разработал свою программу, он ее публично разместил, на это мы тоже ориентировались. Сейчас «Мечел» завершит свой аудит и примет свою программу экологической безопасности. В процессе работы могут быть найдены другие пути решения, могут быть выявлены недочеты в самой программе. На сам факт работы на лицо. И для населения понятно, что происходит. Тот же ММК свою программу корректирует. Мы просили их начать устранять недостатки с бензопеленом. 328 тысяч тонн выбросов в Челябинске - из них 120 килограммов бензопелена. В Магнитогорске это чуть больше - порядка 150 килограммов.
Вопрос. Вы работаете по конкретным веществам?
Ответ. Да. Мы первые в регионе создали карту риска. Что это такое? Разработана пошаговая инструкция не только для инспектора, но и для других коллег, с которыми он взаимодействует. Это согласованные действия с Минэкологии Челябинской области, Роспотребнадзором, МЧС, природоохранной прокуратурой, Росприроднадзором, Росгидрометом. Мы объединяем ресурсы, пользуемся передвижными лабораториями наших коллег. Мы создали единый пул и одновременно используем сильные стороны всех ведомств. И в этом случае результат будет явный и экономия средств существенная. Мы вместе работаем с дорожной картой. Например, в Челябинске, чтобы провести серьезные мероприятия - нам нужно проверить 21 предприятие, которое может повлиять на состояние атмосферного воздуха.
Вопрос. Вы сейчас пытаетесь объединить и силы и ресурсы?
Ответ. Да. Координатором сегодня является управление Росприроднадзора. Я уверен, что такая слаженность в работе нам позволяет менять тренд снижения негативного воздействия. Если в цифрах, то стандартный индекс загрязнения - это один из трех индексов качества воздуха, у нас находится на уровне повышенного. В том году мы впервые сломали барьер с самого высокого на повышенный. Впервые! Но мы находимся у потолка. 9,5 вместо 10 единиц измерения ПДК. То сегодня это уже 6 - 6,4. Я надеюсь, что мы удержим этот результат до конца года, и в последующем будем снижать дальше этот показатель. Работы много. Нет быстрого решения, потому что это технологическая задача. И основной объем затрат - это затраты предприятий. Порядка 45 млрд. рублей по Челябинской области. Это мероприятия, направленные только на улучшения качества воздуха.
ММК представил нам план на 17, 7 млрд. рублей. Большая часть этих средств пойдет на снижение негативного влияния на воздух.
Отработка механизмов на снижение уровня загрязнения основана на практике Красноярска и Челябинска. Коллеги «по несчастью» из Красноярска прилагают большие усилия, чтобы выработать свою эффективную систему. У «Норильского никеля» будет серьезная модернизация. Там неимоверно большие затраты. Но, Красноярск очень похож по проблематике с Челябинском. Это города миллионники и промышленники. Мы также ведем большую работу по выявлению негативного влияния на окружающую среду автотранспорта. Мы оказались пионерами в этом вопросе. Будем разрабатывать нормативно-правовую базу для этого. Может, это будет ограничение на въезд в город по каким-то дням. Такие практики успешно используют в Германии.
Возьмем предприятия, металлургия, где плавка металла идет 6-8 часов. Предприятие должно понимать, и оптимизировать технологический процесс. Где-то замедлять работу, чтобы не допустить максимальное количество выбросов. Таким путем идет «Цинковый завод», «Мечел-Кокс». Здесь важно, чтобы эти правила были понятны предприятиям, и тогда они смогут под них подстроиться. И это не ударит по экономике и количеством рабочих мест. Мы просим сейчас регион рассмотреть вопрос финансирования технических вопросов для обеспечения предварительных прогнозов при участии Росгидромета. Челябинск обязан быть новатором, мы должны найти эти инструменты, и мы уже передаем свой опыт в другие регионы.
Ряд случаев, когда мы оказываем методическую помощь и Подмосковью и Северо-Западному округу. У каждого региона есть свои проблемы: у кого-то с водой, у кого-то с почвой. Мы готовы консультировать по воздуху. Мы предлагаем создавать эффективные группы, когда специалисты с регионов собираются на совещания, проводят консультации коллег, озвучивают свои предложения, обмениваются опытом.
Урал первый, кто отрабатывал вопрос по воздуху. Мы свозили специалистов и представителей центрального аппарата, отрабатывали специальные мероприятия. Как инспекторы должны работать на предприятиях, на что смотреть. Мы подготовили конкретный модуль для того, чтобы инспектор из другого региона мог быстро сориентироваться на любом предприятии. Взять данные замеров и принять правильное решение. Впервые мы используем малую авиацию. У нас в 2017 году было 5 дней СМОК 2 степени. Маршруты проходят для нас в удобных местах. Их не нужно согласовывать. Мы в высоты отчетливо видим всю картину по предприятиям. Какие работают источники загрязнения. Законно или нет они работают. И где идет большая концентрация СМОКа. Мы приобрели и дроны. Мы будем компилировать технику и авиацию. Мы переформатировали бюджет, чтобы эта работа была на постоянной основе, чтобы инспектора могли подняться в воздух и оценить ситуацию.
Первое, это убрать с тела Челябинска - городскую свалку. В январе 2017 года, когда я заявил, что свалка является одним из наиболее опасных источников загрязнения воздуха, то увидел у коллег в глазах недоумение. Но после долгих дискуссий появилась модель, как формировать комплексные планы. Это была секторальная история. Мы видели по секторам, где происходит загрязнение воздуха: коммунальные, свалка, промышленность (45% по Челябинску) и автотранспорт. И уже по этим секторам мы приняли решение дальше двигаться.
Мы по коммунальному сектору снизили выбросы до 62,9 тысяч тонн вредных веществ. Всего фармальдегида 116 тысяч тонн выбрасывается в городе вообще. Из них 109 - это свалка. Предприятия выбрасывают вредных веществ в 55 раз меньше. Мы подключаем общественников, проводим конкурсы, как они видят будущее этой территории. Ищем подрядчика для рекультивации свалки. Министр Кобылкин помогает нам в этом вопросе. Идут оценочные работы со стороны потенциального подрядчика Росатома. Это первое и реальное, что мы можем сделать. Второе - это мероприятия по крупным предприятиям. Мы должны полтора года поработать с большими усилиями и главное, что предприятия не против это делать! Потому что на нас стали смотреть не как на карающий надзорный орган, а как на партнеров.
Фото с сайта Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области