Власть приглашает бизнес в компаньоны
Государственно-частное партнерство
В Челябинске завершила работу выездная сессия Петербургского международного экономического форума "Регионы России: новые точки роста". Одной из ключевых тем стала эффективность модели государственно-частного партнерства. Могут ли предприниматели и власть стать "напарниками" по бизнесу, какие инструменты необходимо внедрять для продуктивного сотрудничества? Экспертное мнение выслушал собственный корреспондент Sibnovosti.ru из Челябинска.
Была организована экспертная площадка "5 вопросов на пути к прорыву в государственное частное партнерство (ГЧП)". В дискуссии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти и общественных организаций. Член Совета Челябинского областного отделения "ОПОРЫ РОССИИ", руководитель отдела экспорта Комитета по ВЭД Павел Золотов поделился с участниками встречи опытом такого сотрудничества на примере других стран. Его команда экспортеров давно и успешно сотрудничает с Китаем, ЮАР, Японией, Бельгией, Польшей, странами ближнего и дальнего зарубежья.
Эксперт рассказал, что в процессе внешнеэкономической деятельности экспортерам так или иначе приходится обращаться к зарубежному опыту ведения бизнеса в партнерстве с государством. Павел Золотов в своем выступлении сравнил этот союз, как работу двух предпринимателей-компаньонов в обыденной российской жизни. В его понимании формула ГЧП проста: предприниматель говорит Государству: «Помогите с разрешением на строительство, с проектированием, подводом электричества и других коммуникаций, а я построю объект, согласно бизнес-модели буду выходить на установленные показатели и нести блага обществу на данной территории».
Такие совместные проекты могут реализовываться в строительстве, здравоохранении, образовании, оборонно-промышленном комплексе, социальной сфере и т.д.
Павел Александрович, анализируя опыт других стран, приведите удачный кейс партнерских отношений между бизнесом и государством?
Положительный пример из Аргентины: сфера мусоропереработки. Когда проблемы с мусором на улицах превысили мыслимые масштабы, государство пошло на ГЧП-модель, используя в качестве партнеров субъекты малого и среднего бизнеса в сборе, сортировке, переработке отходов. Государство сформировало для МСП правила работы, а бизнес сам разобрался, как выделять нужные отходы, перерабатывать пластик, делать компост и продавать его Буэнос-Айресу для посадки деревьев.
Мало того, что проблема с мусором решилась, так еще проявился мультиплицирующий эффект. Теперь в планах - оснастить 2 000 коммерческих мусорных баков датчиками для отслеживания их наполненности. Это позволит оптимизировать маршруты мусоровозов, а значит, сократить расходы на топливо и разгрузить магистрали Буэнос-Айреса.
Как челябинская "ОПОРА РОССИИ" видит партнерское взаимодействие бизнеса и государства в рамках региона?
Прежде чем выступать с докладом на выездной сессии ПМЭФ, мы внутри нашей организации провели ряд дискуссионных площадок. Я сошелся во мнении с вице-председателем ЧОО "ОПОРЫ РОССИИ" Олегом Витковским, что "знания - основа", и в данной сфере необходимо добиваться высокого уровня заинтересованности частного бизнеса в сотрудничестве с государством. Нужно создавать и предлагать предпринимательским обществам реестр объектов, где власть могла бы применить модель ГЧП. Для этого необходима большая информационная работа. Собирать широкие рабочие группы предпринимателей в регионах, с участием инвесторов. И уже представители МСП дорабатывали бы реестр, добавляли в него объекты, которые они считают подходящими. Сегодня вся территория России - это сплошное “поле объектов ГЧП”: там частную школу с углубленным изучением математики и робототехники можно организовать, тут фельдшерско-акушерский пункт, здесь бассейн, школу футбола и т.д.
Какие задачи в первую очередь необходимо решать для развития ГЧП?
Во-первых, необходимы учреждения институтов, подготавливающих проекты ГЧП, на прединвестиционном этапе (после общественного обсуждения реестра, естественно). Потому что сегодня нет квалифицированных специалистов, как в области применения механизма частной финансовой инициативы, так и в отраслевых профессиях, для оказания соответствующего уровня услуг населению в рамках проекта. Во-вторых, нужно предусмотреть, что 100% будут недовольства в обществе, вызванные завышением стоимости услуг на объектах инфраструктуры, реализуемых в рамках механизма ГЧП. Поэтому институты должны будут предоставлять консалтинговые услуги по выстраиванию эффективной финансовой модели, отвечающей требованию "цена – качество", и составлению заявки для реализации проекта, а также содействовать предоставлению займов на проектно-сметную документацию.
Сегодня инвестору сложно "подписываться" под смарт-контракты на долголетнее сотрудничество. Никому не понятно, что будет с экономикой через те же 3 года.
Мы в России, с возможностями в программировании, могли бы выработать (прежде всего для себя) более понятные контракты, основанные на блокчейн-технологиях.