Космонавт Александр Лазуткин: самым сложным в полете было занятие физкультурой и взаимоотношения
Космонавт Александр Лазуткин рассказал о том, с какими трудностями и страхами космонавты сталкиваются на орбите b развитии современной космонавтики
Космонавт Александр Лазуткин в эксклюзивном интервью www.sibnovosti.ru рассказал о том, с какими трудностями и страхами космонавты сталкиваются на орбите, развитии современной космонавтики и своем восприятии космоса.
Александр Лазуткин 86-й космонавт России и 353-й космонавт в мире. Он отправился в космический полет 10 февраля 1997 года и провёл 184 дня и 22 часа на космическом корабле «Союз ТМ-25» и орбитальном комплексе «Мир». Во время его нахождения на орбите произошла серия нештатных ситуаций: пожар на станции, разгерметизация станции в результате столкновения с кораблем «Прогресс».
«Для меня самым сложным было заниматься физкультурой, потому что каждый раз в день себя надо было заставлять и нужно честно отдавать себя этому делу. И 180 дней (на орбите) - это проблема. – рассказал космонавт. - А пожар случился – мы его потушили, разгерметизация случилась – мы решили и эту проблему. На станции нужно быть честным. Что-то у тебя происходит, ты должен сказать, что у тебя есть проблема, неправильно кнопочку нажал. Надо признаваться, а это сложно. Потом, когда я прилетел на землю – этот шлейф - быть правдивым - долго оставался, и я испытывал определенный дискомфорт, что не могу быть таким же».
«Нас там было трое (на станции) и, оказывается, что жить в мире и гармонии троим (в таких условиях) – это тяжело, не ругаться крайне сложно», - сказал он, отметив, что когда происходят какие-то трудности, нештатные ситуации «все борются с ними, все смотрят в одну и ту же сторону, делают одно и то же дело». «А когда жизнь идет спокойно, каждый день встречаемся, работаем, у нас возникают симпатии и антипатии. Потом эти антипатии перерастают внутри в нечто большее и готов человека скушать, а при этом надо не показать, что ты этого хочешь . При этом ему надо улыбаться – вот это было очень тяжело, это самая тяжелая часть», - рассказал Александр Лазуткин. «Если там человеку покажешь (свое негативное отношение), тогда возникает ответная реакция и созревает конфликт, а тебе нужно с этим человеком задачи решать, программу выполнять, надо улыбаться и это крайне тяжелая работа по перебарыванию себя психологически», - добавил космонавт.
Касаясь вопроса развития современной космонавтики, Александр Лазуткин сказал, что сегодня «космонавтика осталась примерно на том же уровне», когда он был на орбите. «Все зависит от того, как отмерять. С точки зрения техники, мы остались на том же стаупени. В 60-годы мы шагали хорошо, когда полетел Гагарин, когда отправился у американцев кто-то, они ступили на Луну. Дальше и мы, и американцы ни на шаг не продвинулись. Мы также летаем вокруг планеты, но с точки зрения техники, мы остались на месте», - считает он.
В то же время космонавт указал, что «если до этого было два «бегуна» на этой (космической) дорожке – США и мы, которые соревновались, «кто быстрее пробежит». Потом наши дорожки разошлись, каждый побежал по своей, и каждому стало скучно, и мы стали строить МКС и взяли с собой еще несколько стран – Европу, Бразилию, Японию. Мы подтянули эти страны. Китай не подтягивали, но влияли, он стал самостоятельным государством, которое может делать ракеты, космические корабли. Европа сейчас делает ракеты, корабли, модули для космической станции – мы их подтянули по своему научно-техническому развитию до своего уровня. И теперь у нас не два игрока и не три, у нас уже порядка 20 стран в мире, которые говорят на одном языке, у них один уровень развития, они могут делать в принципе одно и то же – высокую технику», - отметил Александр Лазуткин. «Теперь у нас появилась такая «могучая кучка». Мы создали группу себе подобных, и теперь уже большой кучкой будем решать новые задачи, которые стоят перед космонавтикой», - добавил он.
Говоря о своем отношении и восприятии космоса, Александр Лазуткин сказал, что Космос для него – это мир, в котором мы живем. «До полета Земля была этим миром, а после полета я понял, что Земля – это дом, в котором мы живем, а мир – это все, чтовокруг», - поделился космонавт. «Это похоже на то, что мы жили на острове, а теперь я знаю, что за водяной этой преградой, есть еще места, где можно жить – вот этот космос, этот мир, стал для меня гораздо больше», - заключил он.
Главный редактор www.sibnovosti.ruАндрей Лавров