Детский омбудсмен рассказала о травле в школах Красноярска
В школах, как болезнь, распространяется буллинг. Одни дети преследуют других, травят, унижают. Но, по словам детского омбудсмена, случается, что инициаторами травли выступают и учителя. Уполномоченный по правам ребёнка в Красноярском крае Ирина Мирошникова рассказала корреспондентам Sibnovosti.ru, кто становится жертвой травли, как можно противостоять агрессору и что нужно делать взрослым, чтобы защитить своего ребенка.
— Проявления подростковой жестокости сегодня актуальны?
— Проявления подростковой жестокости актуальны были всегда и конечно же эта проблема существует. Здесь важно вести себя правильно родителям и взрослым вообще. Помните, резонансный случай в Красноярске в мкр. Черёмушки, когда взрослые обвинили детей в жестоком обращении с животными? То, что это сделали дети, все-таки не подтвердилось, а информация уже вышла, были опубликованы персональные данные, место жительства, информация о семьях. Приехали СМИ, брали интервью и уже априори обвинили детей. Нужно сначала разобраться в том, что происходит. Проблема актуальная, но это не означает, что всё плохое делают дети. Нужно быть объективными.
— Как часто к вам поступают ли обращения по теме буллинга?
— Поступают, и достаточно. В публичном пространстве как-то было озвучено, что больше половины детей в школах подвергаются травле. Я не могу подтвердить эту статистику, у меня нет таких данных, но понимаю, что тема травли в достаточной степени латентна, поэтому объективной статистики не существует.
Те обращения, что поступают к нам, как правило, не касаются темы буллинга между ребятами. Нам нередко приходится заниматься ситуациями, когда инициатором буллинга становится взрослый. К примеру, учительница стала резко при всем классе критиковать девятиклассницу, которая не дружит с математикой, комментируя при этом: «Ты с такими знаниями даже на рынке торговать не сможешь». Ребята подхватили эту тему, началась травля девочки.
Или ещё такая ситуация: учитель начальных классов за что-то невзлюбила своего ученика. Однажды утром, когда ребенок пришел в класс, он увидел, что на его парте приклеен рисунок с изображением свиньи. При этом мальчик воспитывается в мусульманской семье. Ребята увидели картинку, хохотали, показывали пальцами. Учитель не скрывала, что это сделала она. В обоих случаях к учителям и руководству учебных заведений были приняты жесткие меры. Таким педагогам в школе не место.
— Какие механизмы есть для борьбы с буллингом? Как его отследить?
— В целом, должна сказать, что этой теме уделяется существенное внимание в образовательных организациях. Но и родителям следует быть внимательными к своим детям. И если на самом деле ребенок жалуется на то, что он повергается насмешкам или издевательствам, то вмешиваться нужно обязательно. Ни в коем случае нельзя говорить: «Не обращай внимания. Это пройдет со временем». Нельзя насильно отправлять ребенка в школу одного, если чувствуете, что его это угнетает. Взрослые обязательно должны вмешаться. Но я бы не рекомендовала родителям самостоятельно разбираться с обидчиками. Необходимо поставить в известность классного руководителя, руководство школы. Это их работа, они должны уметь справляться с подобными проявлениями, а еще лучше – заниматься профилактической работой.
Существуют различные методы работы в зависимости от серьезности происходящего: привлечение психолога, применение медиации, индивидуальные беседы, постановка на учёт в ПДН. Важно не замалчивать проблему. Я не исключаю даже возможности перехода в другую школу, класс.