Роль наставника: почему в крупных компаниях развита система наставничества
У крупнейшего российского золотодобытчика «Полюса» действует целый ряд программ обучения
У крупнейшего российского золотодобытчика «Полюса» действует целый ряд программ обучения для тех, кто хочет переквалифицироваться и получить новую специальность внутри компании, а также для соискателей, которым требуется специальная профессиональная подготовка.Сегодня система подготовки производственного персонала в «Полюсе» – это пять лицензированных учебных центров.
Для эффективного обучения рабочих сформирована методическая и материальная база:
- более 230 собственных профессиональных стандартов и матриц компетенций;
- более 40 учебно-методических комплексов по наиболее распространённым профессиям;
- более 70 электронных курсов для самоподготовки по теоретической части;
- оборудованные учебные кабинеты и мастерские;
- тренажеры — симуляторы горного оборудования.
Ключевым элементом в подготовке кадров является система производственного наставничества. Она ускоряет процесс адаптации, помогает раскрыть потенциал сотрудников и обеспечить достижение производственных показателей подразделений, а также снижает текучесть персонала.
Институт наставничества в «Полюсе» развивается уже много лет. Например, на Олимпиадинском ГОКе — месторождениях «Полюса» в Северо-Енисейском районе Красноярского края, сегодня насчитывается более 300 наставников.
Зачем нужен наставник?
Наставничество – надежный путь подготовки профессионалов, который используется во многих производственных компаниях.Наставник в «Полюсе» – это проводник в профессиональный мир, где стажер проходит путь от начинающего до состоявшегося специалиста. Наставники, следуя методике, дают новичку практические знания и ценные советы на конкретном производственном участке, что помогает сформировать профессиональные навыки. У работника есть возможность приобрести новую профессию и попробовать себя в другой должности.
Наставник — это высококвалифицированный рабочий, имеющий стаж в компании от 6 месяцев, опыт работы по профессии — от 3-х лет, не нарушающий требований ОТ, ПБ и трудовой дисциплины.
Сделать сотрудника наставником – это признание его профессионализма, в первую очередь от непосредственного руководителя. Это означает, что компания принимает его подход к работе и готова транслировать его новичкам.
Например, аппаратчик-гидрометаллург Алексей Новоселов в «Полюсе» работает почти 12 лет. К настоящему времени обучил профессии уже порядка 20 новичков и сотрудников, повышающих квалификацию.
— Я стал наставником более 10 лет назад. Руководитель посчитал, что у меня это неплохо получится, и вот – получилось, — рассказывает Алексей. — Мои задачи как наставника – познакомить нового сотрудника с коллективом, помочь адаптироваться, научить безопасным приемам и методам выполнения работы.
Алексей рассказывает, что самое сложное в работе наставника – найти к каждому ученику индивидуальный подход:
— «Все мои ученики были разные, однако каждый из них прекрасно сдавал экзамен и проходил стажировку в установленные сроки. Со многими из них я до сих пор с удовольствием общаюсь».
На вопрос, почему он занимается наставничеством, Алексей уверенно отвечает: «Кто, если не мы? Нам доверяют руководители, а значит, мы с удовольствием поможем!».
Помощь новым сотрудникам
Сегодня Алексей помогает адаптироваться в новом коллективе молодому сотруднику Сергею Дюжакину, который хочет стать аппаратчиком-гидрометаллургом. Для Сергея эта профессия новая. В его обучение входят и теория, и практика на производстве.
— Я решил освоить перспективную профессию — аппаратчик-гидрометаллург. В «Полюсе» можно научиться этой профессии практически с нуля – было бы желание! Надеюсь, что у меня все получится. Сейчас моя задача — успешно сдать все экзамены и приступить к самостоятельной работе. Поэтому во время обучения я стараюсь все внимательно слушать, не лезть, куда попало – ведь на производстве важна техника безопасности, — отмечает Сергей. — Хочу сказать спасибо Алексею за помощь. Он очень доступно и понятно объясняет. Появился вопрос – я сразу к нему. Для меня важно, чтобы наставник показал производство, так как планирую работать именно здесь, в «Полюсе». Безусловно, эффект от работы с наставником есть. Мне кажется, что самому было бы гораздо сложнее постигать азы профессии. Еще один подопечный Алексея — Алик Губайдуллин — прошел в «Полюсе» путь от аппаратчика-гидрометаллурга 3 разряда до начальника гидрометаллургического участка. Он тоже считает важным найти общий язык с наставником.
— Я устроился в гидрометаллургическое отделение в марте 2013 года. Закрепили меня за опытным наставником – Алексеем Новоселовым. Он все доступно объяснял и делился своим опытом, показывал буквально «на пальцах», как работает производство, какие операции выполняет аппаратчик-гидрометаллург. Мне это очень помогло, — рассказывает Алик. — Пять лет я проработал в данной професии, повышая свою квалификацию.
За время своей работы Алик тоже успел побывать наставником. Он считает, что стажер должен быть целеустремленным и любознательным, не бояться задавать вопросы.
— Как пройдет адаптация, в первую очередь зависит от самого человека. Стажер не должен стесняться подойти и спросить, если что-то непонятно. У меня такой характер — я не могу сидеть на одном месте, если что-то непонятно, я подходил и спрашивал, занимал активную позицию и, считаю, именно поэтому у меня все получилось, — сказал Алик.
Стоит отметить, что наставник не делает за учеников их работу. Его миссия — научить мыслить самостоятельно и разбираться в любой производственной ситуации, поэтому он не даёт готовых решений, а задаёт наводящие вопросы и рассказывает, как сам действовал в нестандартных ситуациях.
Критерием успешности работы наставника считается количество наставляемых работников в год, которые успешно сдали в отчетном периоде итоговые экзамены по результатам прохождения обучения, стажировки и практики. Кстати, за успешные результаты своего подопечного наставник получает от компании денежное вознаграждение.
«Полюс»: обучим и трудоустроим
Недавно в «Полюсе» открылся корпоративный центр по подбору персонала — «Полюс Резерв». Он стал единым окном не только для привлечения квалифицированных сотрудников с опытом работы, но и для обучения кандидатов, не имеющих рабочей профессии. Готовят персонал по корпоративным обучающим программам «Полюса» в соответствии со стандартами компании. У сотрудников будет возможность пройти переподготовку и повышение квалификации по различным профессиям и видам техники с получением квалификационного удостоверения. Обучение будет включать в себя теорию, практику на учебных полигонах и производственную стажировку с опытными наставниками.
«Полюс Резерв» уже начал масштабный подбор сотрудников. В первую очередь компании нужны представители рабочих специальностей, готовые работать вахтовым методом на производственных площадках в Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Магаданской и Иркутской областях.
Приглашаем вас присоединиться к команде «Полюса», обратившись в «Полюс Резерв» — единый центр подбора персонала компании.
О вакансиях компании можно узнать по телефону бесплатной горячей линии 8 800 707-66-44, а также по номерам 8 983 070-04-15, 8 913 180-08-95
Вопросы можно направлять по электронной почте: podbor@polyus.com
По материалам компании «Полюс»