Театральная постановка Александры Каспаровой совершила революцию на большой сцене Новосибирска
Это первая самостоятельная режиссёрская работа Александры Каспаровой.
Во времена тенденции на интровертность, когда общество не готово принимать не таких как все, Александра Каспарова в своей первой самостоятельной режиссёрской работе решила сломать современные стереотипы. Известную сказку Андерсена она превратила в уникальный инклюзивный проект.
На сцене Новосибирского молодёжного театра «Глобус» Александра Каспарова представила постановку «Гадкий утёнок» (6+). Главную роль в спектакле исполняет «солнечный» артист Павел Есипов.
Изначально у театра был запрос на детскую сказку с громким названием, однако Александра Каспарова поняла, что хочет сделать инклюзивный детский спектакль, придав ему настоящую социальную миссию.
Как признаётся режиссёр, то, что главную роль в постановке исполняет «солнечный» артист – просто гипертрофирует проблематику произведения.
«Если говорить вне контекста особенностей здоровья, то каждый из нас в какой-то определённый период времени мог себя чувствовать изгоем, быть вне общества. Здесь всем понятно, о каком чувстве идёт речь, что это за ощущение – «быть не таким», — отмечает она.
С детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья Александра работает в фонде «Аревик» более двух лет и не видит в этом ничего сложного. При этом большинство актёров новосибирской театральной труппы впервые для себя работали с «солнечным» артистом.
«Мало того, что у меня не было опыта участия в инклюзивных проектах, у меня даже не было опыта общения с людьми с особенностями развития. Это интересный и тёплый опыт», — говорит актриса Мария Соболева.
Как считает Александра Каспарова, главная и основная история в инклюзивной работе – не делать никаких поблажек. Нужно максимально адаптировать процесс и дать людям с ограниченными возможностями здоровья стать полноценной частью театрального сообщества.
«Этот метод показал, по прогрессу Паши и то, как он социализировался, насколько он эффективен. На самих репетициях были моменты, когда он срывался, потому что он злился, что у него что-то не получается. Однако его никто не жалел, потому что последнее, что в такой работе может помочь – это жалость. По сути Паша прошёл маленький театральный институт и он его прошёл», — говорит режиссёр.
Главный исполнитель роли в спектакле «Гадкий утёнок» 26-летний Павел Есипов рассказал, что приступил к репетициям ещё летом, они заняли два месяца:
«Я речь разрабатывал, а потом текст разрабатывал. Мне дали гримёрку, я подружился с актёрами».
Многие люди знают, что работа актёра сложна как в физическом, так и в эмоциональном плане. С подобными трудностями столкнулся и Павел.
«Я очень хорошо помню репетицию, когда у Паши случился срыв. Да, сначала это всё игра, но в какой-то момент его накрыло — он понял всю глубину этой истории, ведь с её наполнением он знаком как никто другой. Существовала очень хрупкая эмоциональная граница, поэтому я много говорила: Паша — ты не гадкий утёнок, ты артист», — делится Александра Каспарова.
Мама ребёнка с синдромом Дауна Юлия Фефелова признаётся, что игра Паши в спектакле бьёт в самое сердце:
«Самый фееричный момент – это то, как вёл себя Паша, ведь это про наших «солнечных» детей. Я видела как он содрогается от слов «Ему не место среди нас», «Это всё из-за тебя», «Лучше бы тебя не было», при этом он смотрел на зрителей с такой теплотой и улыбкой. Паша топил лёд одним своим существованием, и эта лёгкость с которой он переламывал всё напряжение просто невероятна».
У Андерсена в произведении есть Бабушка, что живёт с котом и курицей, у Александры Каспаровой эта героиня — типичный представитель общества потребления: избушка превращается в комнату, идеальную для потребления фастфуда, к гостю старушка имеет лишь один вопрос: «А ты что-то полезное сделал для общества? Если нет, то тогда ты не нужен нам», а курица — да, она давно съедена.
В постановке «Гадкий утёнок» ломают стереотипы об «экономической полезности» людей и возможностях тех, кто живёт с синдромом Дауна. Ведь один из них сделал свой первый шаг и впервые вышел на профессиональную сцену вместе с драматическими актёрами. Голосом рассказчика является Александр Балуев, композитором проекта выступил Глеб Матвейчук.
Знаменитый артист признаётся, что постановка «Гадкий утёнок» — это своего рода революция на академической сцене.
«Спектакль, прежде всего, учит добру, правильному отношению к жизни и миру, потому что мы все друг на друга не похожи. Мне кажется, что режиссёр выбрал очень правильный язык повествования, который рассказывает историю прямым текстом — без каких-либо второстепенных камуфлирующих составляющих», — отмечает Глеб Матвейчук.
Проект прочно закрепился в репертуаре новосибирского театра «Глобуса» и что самое важное, поразил и затронул сердца зрителей. Билеты на спектакль проданы на три месяца вперёд. В мире, созданном режиссёром и артистами, есть место любви и сотрудничеству, где в финале у каждого птенца есть шанс стать частью белоснежной стаи лебедей. Отметим, что телеканал «Продвижение» снял документальный фильм «Гадкий утёнок». Театральный полёт» (12+), который рассказывает о социальной интеграции людей с особенностями развития.