«Запрет рождает желание еще больше туда проникнуть»: что красноярские психологи думают о запрете входа в соцсети детям до 14 лет
Мнения разделились. Одни рассказали sibnovosti.ru, что не видят ничего плохого в нововведении и уверены: необходимость в запрете, действительно, назрела. Другие считают – прежде чем что-то запрещать, нужно предложить альтернативу
В России предложили запретить детям до 14 лет использовать соцсети. Такую инициативу направил президент ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма Рахман Янсуков в адрес премьер-министра Михаила Мишустина, спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Госдумы Вячеслава Володина.
Если нововведение утвердят, вероятный сценарий будет таков — вход на платформы сделают исключительно по паспорту. Порталы, отказавшиеся выполнить требование, рискуют оказаться заблокированными. Уже зарегистрированным юзерам придётся пройти повторную проверку, чтобы не потерять доступ к своей страничке.
По словам авторов инициативы, в последнее время участились жалобы на большое количество запрещенного контента. По их данным, сейчас в Интернете действует больше 10 тысяч различных сайтов террористической направленности. Одновременно с ними угрозу для несовершеннолетних представляют закрытые сообщества и так называемые «группы смерти».
Красноярский детский психолог Инна Драчева считает, нужно понимать, к чему может привести этот запрет.
Мы хотим запретить с какой целью? То есть, у каждого запрета должна быть цель. Самый важный момент, любой запрет рождает желание еще больше туда проникнуть. Ребенок все равно туда полезет, найдёт обходные пути. Это будет еще один театр абсурда. Вот не пристегнутым тоже запрещено ездить, без детского кресла тоже запрещено ездить, а обоснования этому нет. Мы запрещаем, мы что предлагаем в альтернативе? Мы что хотим? Запреты вводятся тогда, когда есть четкое понимание того, что мы будем этот запрет соблюдать, — считает Инна Драчева.
Психолог уверена: прежде всего родители должны беседовать со своими детьми и контролировать, чем они занимаются в сети.
Мы учим детей ходить, держать ложку, почему Интернет — зона повышенного риска остается за бортом? Почему не организуют на уровне государства, не отрегулируют механизм посвящения родителей, — недоумевает Инна Васильевна.
Самый важный момент, считает Драчева, педагоги лично толкают детей в Интернет. Ее 13-летнему сыну, когда их отправили на удаленку, по словам психолога, учительница дала задание зайти в группу во Вконтакте, предварительно не объяснив, как пользоваться этой соцсетью безопасно.
Красноярский психолог Андрей Зберовский, тем временем, считает идею запрета соцсетей для юных россиян правильной, но труднореализуемой.
Идея с запретом детям до 14 лет иметь социальные сети по своей сути правильная, так как дети с несформированной психикой получают психологические травмы от сцен насилия и эротики, обильно гуляющих в социальных сетях. Однако это технически невозможно сделать по трем причинам. Во-первых, без преодоления анонимности профилей участников социальных сетей. То есть нужно заводить профили только по паспорту и подтверждению родителей. Во-вторых, мало ответственные родители все равно могут передавать детям до 14 лет свои аккаунты со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. И в-третьих, даже потеряв доступ к социальным сетям, дети до 14 лет будут черпать аморальный, противоправный и шокирующий контент из других ресурсов Интернета. В общем, идея правильная но трудно реализуемая и сильно запоздалая, так как Интернет и социальные сети уже успели превратиться в площадку сбора опасных материалов для подростков и детей, — считает Андрей Зберовский, психолог, доктор культурологических наук.
Добавим, коллеги Рахмана Янсукова, занимающиеся продвижением бизнес-патриотизма, надеются на помощь со стороны родителей и учителей, поскольку именно они должны быть наиболее заинтересованы в инициативе, направленной на защиту детей от противоправного контента и снижение негативного влияния социальных сетей на их восприимчивые неокрепшие умы.