Красноярские таксисты против нового закона: цены на поездки могут вырасти на 30%
Перевозчики опасаются, что обязательная «локализация» машин ударит по их бизнесу и карманам пассажиров
Красноярские таксисты активно выступают против законопроекта, который обязывает использовать только российские автомобили для пассажирских перевозок. Представители таксопарков заявляют, что в случае принятия закона стоимость поездок может подскочить минимум на 20-30%. Об этом сообщает «Проспект Мира».
Законопроект, уже одобренный Госдумой в первом чтении, предполагает, что с 1 октября 2025 года водители такси смогут работать только на машинах, соответствующих уровню локализации. Это означает, что автомобили должны быть преимущественно собраны в России и пройти специальную оценку.
Также в реестр транспортных средств для такси включат автомобили, выпущенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК) в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Машины, произведенные после этой даты, смогут использоваться в такси только с одобрения правительства. При этом региональные власти получат право устанавливать дополнительные, более строгие требования к таксопаркам.
Представители отрасли считают, что новый закон может привести к монополизации рынка, росту издержек и ухудшению качества обслуживания.
Риски для отрасли и пассажиров
Перевозчики подчеркивают, что система «баллов локализации» вынуждает их выбирать автомобили одного производителя, что может привести к монополизации и росту цен. Кроме того, сохраняющаяся зависимость отечественных автопроизводителей от иностранных комплектующих увеличивает риски сбоев в поставках, остановки производства и дефицита машин.
Как отмечают эксперты, за последние два года доля автомобилей старше пяти лет в таксопарках выросла с 12% до 22,4%. Это свидетельствует о снижении финансовых возможностей перевозчиков. Только 33% из них планируют обновить автопарк в ближайшее время, остальные продолжают использовать иностранные модели, считая их более надежными и подходящими для коммерческой эксплуатации.
Таксисты также опасаются, что использование российских автомобилей приведет к росту затрат на техническое обслуживание. По их оценкам, отечественные машины требуют частого внепланового ремонта — в среднем более трех раз в первый год.
Угроза для бизнеса и рынка такси
Евгений Пеньков, представитель Общественного совета по развитию такси в Красноярском крае, заявил, что в случае принятия закона таксопаркам придется перейти на такие модели, как «Лада Гранта» или «Лада Веста». Это потребует увеличения издержек и кредитной нагрузки на компании.
Лизинговый платеж по автомобилю может составить 60 000 рублей в месяц, а парк будет зарабатывать только 40 тысяч. Перевозчикам придется искать дополнительные средства, что неизбежно отразится на ценах для пассажиров, — объясняет Пеньков.
Он также отметил, что новый закон может вынудить многих самозанятых водителей покинуть рынок, так как большинство из них использует праворукие автомобили, не соответствующие новым требованиям. Это приведет к сокращению числа таксистов при сохранении спроса на услуги, что также повлияет на рост цен.
Альтернативные предложения
Перевозчики и агрегаторы предлагают альтернативные меры для поддержки отечественного автопрома, такие как субсидии, льготные программы и модернизация модельного ряда, вместо принудительной «локализации». Они уверены, что такие шаги позволят стимулировать спрос на российские автомобили без негативного влияния на отрасль и пассажиров.
Эксперты и представители бизнеса продолжают обсуждать возможные последствия нового закона, подчеркивая необходимость более взвешенного подхода к регулированию рынка такси.