«Любой конкурс подразумевает давление»: альтист Павел Романенко о конкурсе им. Шпета и психологической подготовке участников
Музыкант опроверг миф о том, что альтистам сложно подобрать репертуар
На телеканале «Продвижение» продолжается серия интервью «Дневники III Межрегионального открытого конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени В.Я. Шпета» (6+). Новым гостем проекта стал член жюри по специальности «Альт», основатель Квартета имени Берлинского, основатель Московского оркестра «Новая камерата» Павел Романенко.
Музыкант рассказал, что ментально юному ученику быть всецело готовым к конкурсу не получится. Но с каждым разом выступления будут становиться всё лучше и лучше, благодаря наработанному опыту.
Я не могу сказать, что музыкант в таком юном возрасте может быть психологически зрелым для такого выступления, потому что всё-таки любой конкурс подразумевает определенное давление не только со стороны педагога, но и со стороны тех зрителей, которые будут это слушать, со стороны членов жюри. Выходить на сцену в качестве конкурсанта гораздо сложнее, чем выходить на сцену в качестве артиста. Поэтому, конечно же, с участием в таких конкурсах этот опыт нарабатывается, психология улучшается и становится проще потом выступать на сцене, — отметил Павел Романенко.
Также в интервью член жюри опроверг миф о том, что подобрать репертуар альтистам крайне сложно. По словам Павла Романенко, для инструмента создано достаточно музыки, но нюанс кроется в другом.
Это большое заблуждение, что для альта написано не так много музыки. Для альта написано просто невероятное количество музыки. Но проблема в том, что её крайне редко играют, открывают что-то новое редко. Хотя, если мы посмотрим на музыку XX века, а то и XXI века, мы увидим просто невероятное количество опусов для альта. Но, естественно, во время обучения наши педагоги используют определённую, так скажем, стопочку музыки, которую все играют. Если ты сам не хочешь открывать для себя что-то нового, то ты останешься в этой маленькой стопочке своим мышлением. То, что говорят о малом репертуаре, это относится к музыке барокко, к раннему классицизму, но дальше в музыке уже очень много для альта написано. Поэтому я тут не могу совсем согласиться, — подчеркнул музыкант.
С полной версией интервью с Павлом Романенко можно ознакомиться по ссылке. А аудиоверсия доступна на всех стриминговых площадках.
Напомним, конкурс, носящий имя Вильгельма Яковлевича Шпета, с 2014 года объединяет талантливых скрипачей, альтистов и виолончелистов в возрасте от 7 до 23 лет. В феврале 2026 года в рамках программы «Омск – Культурная столица России-2026» пройдет III Межрегиональный открытый конкурс им. В.Я. Шпета в Омске. Прием заявок на участие продлен до 15 декабря этого года.


























