Сон советского человека: как устроена «Сказка панельных домов» Красноярского театра Пушкина
Делимся подробностями о премьере, где реальность переворачивается с ног на голову
В Красноярском драматическом театре им. Пушкина накануне прошла премьера. Зрителям представили «Сказку панельных домов» (16+). Рассказываем, как в постановке соединились колдовство, панки и экзистенциальный кризис маленького человека.
У действующих лиц в этой истории практически нет имен. Их зовут просто — Герой, Женщина, Девушка. Это архетипичные образы. Из фильмов или из жизни, так или иначе их помнят все — простой советский работник, скромная девушка, хулиган, продающий часы в электричке.
Но главный герой сказки не так прост, он проходит классический путь героя. Ему нужно выполнить задание — найти иглу для винилового проигрывателя, что оказывается не так просто. С этого решения Героя и начинается процесс его трансформации — он выходит за рамки обыденности, выбирает что-то новое, необычное, стряхивая со своей души пыль повседневности. Всё происходящее после этого действительно выглядит сказкой, неким сном, фантазией.

С решения добыть «волшебный» предмет для Героя начинается череда препятствий. Например, он встречает Женщину — колдунью, которая пытается очаровать его и сбить с пути. Пересекается Герой и с призраком прошлого, Асей, с ней он когда-то давно был в отношениях. Диалог выходит сбивчивым, как во сне, словно из памяти Героя всплывают разные отрывки, мысли, сомнения.
А одна из самых ярких встреч — это разговор с Поэтом. Прямо он не назван, но в образе легко угадывается Виктор Цой.

Именно его песни сопровождают всю сказку, как звенья цепи, перебрасывая мостики от одной сцены к другой. Зрители здесь услышат и «Перемен», и «Спокойную ночь», и многие другие хиты «Кино».
Герой борется не только с внешними силами и обстоятельствами, главное его препятствие — он сам. Привыкший жить в одиночестве, без душевных порывов, проживающий одинаковые дни. Выходить из этого состояния Герою тяжело, но он устал от собственной слабости. Поэтому всё же находит свою награду, что дает ему силы начать новую жизнь.

Пройдя путь испытаний и приключений, Герой одновременно и создает себя, и возвращается к себе — свободному от тоски, открытому, смелому, жаждущему жить и, конечно, — любить. Кстати, в финале Герой наконец называет (и обретает) своё имя.
Случился ли путь героя? Случился ли шаманизм — я считаю, что да. Спектакль чертовски меланхоличный и важно попасть в эту волну. Сама лирика, сами партии гитарные настраивают на это… Вы спрашиваете, «какой этот спектакль». Это «конструктивная меланхолия» — ты спускаешься до глубин самого себя, чтобы оттолкнуться от дна и себя пересобрать. Важно пройти этот путь… Путь, который связан со смелостью сказать кому-то это слово —«люблю», — отметил режиссер постановки Юрий Квятковский.
Сказка полна глубоких мыслей, иронии и сарказма. Каждому зрителю здесь откликнется что-то свое — знакомые предметы советского быта, музыка, ситуации, слова.
Я очень счастлива, что премьеру случилась, что мы выпустили эту сказку. Каждый из нас, как герой этой сказки, прошел свой путь — вместе с режиссером, по своей актерской судьбе. <...> Верю, что спектакль будет жить и будет любимым, потому что он много эмоций вызывает, немного грустно, что это процесс закончился, — поделилась артистка театра Екатерина Мишанина, исполнившая роль Аси.
Оценить магию сказки лично можно в декабре — в театре еще есть билеты на зимние показы.





























