«Зумеры в костюме взрослого, альфа живут по принципу подписки»: пермские учёные назвали различия молодых поколений
Исследователи Пермского Политеха выяснили, как отличаются жизненные стратегии у современных поколений
Учёные Пермского политехнического университета выяснили, чем отличаются подходы к жизни у двух поколений — зумеров (родившимися с 1997 по 2012 год) и альфа (одившимися после 2013 года). Разница заметна в их отношении к работе, деньгам и образованию.
Специалисты отмечают, что зумеры часто надевают «костюм взрослого» — внешне кажутся зрелыми, но внутри чувствуют себя подростками.
Эта зрелость оказывается поверхностной и основана на вынужденной привычке опираться на себя в ходе развития, — поясняет кандидат психологических наук Елена Расторгуева.
Поэтому они сознательно выбирают спокойную жизнь с минимумом общения, чтобы беречь психическое здоровье.
Зумеры не хотят быть «юристами» или «инженерами» всю жизнь. Вместо этого они собирают набор навыков — например, изучают аналитику данных и управление проектами. Поколение альфа пойдёт ещё дальше.
Их профессиональная идентичность будет формироваться как сборная конструкция из микро-навыков, заимствованных из различных, порой несвязанных дисциплин — например, сочетание биотехнологии с дизайном виртуальных сред, — прогнозирует старший преподаватель Ольга Ганина.
Молодые люди всё реже стремятся купить собственное жильё или машину. Эксперт связывает это с тем, что зумеры выросли в условиях нестабильности, когда покупка жилья стала практически недостижимой целью.
Вместо того чтобы копить на первый взнос по ипотеке, зумеры предпочитают тратить деньги на образование, хобби и качественный отдых. Для них ценность заключается в получении удовольствия в моменте, а не в обладании вещью. Эта тенденция указывает на то, что поколение альфа, скорее всего, органично примет модель всеобщей подписки, где понятие «владеть навсегда» будет ассоциироваться с обузой, негибкостью и экологической нерациональностью. Для них доступ к ресурсам станет важнее непосредственного обладания ими: вместо личного автомобиля — подписка на мобильность, вместо собственного жилья — гибкая аренда с возможностью переездов между городами, — отмечает Ганина.
В сфере образования тоже свои отличия. Для зумеров учёба — способ найти себя и комфортный ритм жизни, а не получить «корочку». Дети альфа воспринимают школу как необязательный ритуал, но готовы в нём участвовать, чтобы не расстраивать родителей.
Учёные выявили разницу в обработке информации: у зумеров — клиповое мышление, у альф — калейдоскопическое.
Зумер обрабатывает информацию последовательно, делая это очень быстро. Тогда как альфа может легко одновременно следить за стримом, участвовать в чате, искать информацию по теме и создавать мем — и все это будет для него единой активностью, — поясняет Ольга Ганина.
Учёные также обращают внимание на важность эмоциональной связи между родителями и детьми в цифровую эпоху.
Если в раннем возрасте родители не успели выстроить эмоциональную связь с ребёнком, в более позднем периоде такой возможности может уже не быть. Цифровая среда активно заполняет эмоциональное пространство детей, — предупреждает Елена Расторгуева.
Исследование показывает, что современным родителям необходимо учиться выстраивать отношения с детьми в новых условиях, когда традиционные методы воспитания часто оказываются малоэффективными. Особую важность приобретает способность взрослых поддерживать диалог на равных и проявлять искренний интерес к цифровому миру молодого поколения.



























