Есть ли у Красноярска надежда на чистое небо?
Увеличение или уменьшение дней, когда Красноярск живет в режиме неблагоприятных метеоусловий зачастую никак не связано с работой промышленных предприятий
НМУ – это период безветрия, когда выбросы от всех источников загрязнений, особенно никем неконтролируемых, накапливаются в приземном слое. Рассеивание начинается только с приходом циклона. В 2025 году количество дней НМУ уменьшилось почти вдвое по сравнению с 2024 годом, при том, что крупные производства работали в штатном режиме. При этом в начале 2026 года при морозах и полном штиле количество дней НМУ резко выросло, растянувшись почти на две недели.
Режимы НМУ вводятся российскими метеорологами, когда погодные условия препятствуют рассеиванию загрязнений и создают «капкан» для вредных веществ. Это ситуация, аналогичная знаменитому лондонскому смогу середины XX века.

Лондонский смог — это катастрофическое загрязнение воздуха, произошедшее в Лондоне в декабре 1952 года, когда из-за холодной погоды, массового сжигания угля в домах и на электростанциях и атмосферной инверсии город накрыл плотный токсичный туман, состоявший из дыма, сернистых соединений и сажи. Видимость местами падала почти до нуля, транспорт останавливался, люди терялись на улицах, отменялись спектакли и концерты. По первоначальным данным, смог привёл примерно к 4 тысячам смертей, однако позднее исследования показали, что общее число погибших от последствий отравления воздухом могло достигать 10–12 тысяч человек, в основном среди пожилых, детей и людей с болезнями лёгких. Спустя время в стране был принят закон «О чистом воздухе», который ввёл прямой запрет на чёрный дым из печных труб. Топка углём в Лондоне оказалась вне закона.

Если крупные предприятия в периоды НМУ в Красноярском крае и Красноярске снижают выбросы под жестким контролем надзорных органов, то выбросы частного сектора не контролирует ни одна организация. Тем временем вклад в загрязнение воздуха домовладения наносят ощутимый – об этом говорят и экологи, и общественники. Низкие трубы при сжигании топлива попросту неспособны обеспечить эффективное рассеивание загрязнений, оставляя их в приземном слое. Программы по переводу частных домов на более экологичные виды топлива, которые действуют в Красноярске, уже демонстрируют эффект: на электроотопление в городе перешли 640 частных домов, что позволило сократить выбросы загрязнителей в атмосферу примерно на 2 000 тонн в год. По мнению экологов, это капля в море: чтобы заметно улучшить экологическую обстановку в городе, нужно перевести на экологичное топливо около 15 тысяч угольных печек, которые все еще продолжают дымить.
— За 10 дней морозов Красноярск сжёг 28 000 тонн угля — это на 40% больше, чем за аналогичный период 2025 года. В период НМУ и морозы до –30...–40°C частный сектор топил печи на полную — за 10 дней в атмосферу ушло сотни тонн PM2.5 (пыль в лёгкие), SO₂ (сернистый газ), CO (угарный газ), бенз(а)пирен (мощный канцероген), формальдегид (раздражает глаза/дыхание) и тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк из угля). Всё это при безветрии висит над городом. Это прямая угроза детям, пенсионерам и астматикам. Красноярску нужны оперативные и реально эффективные решения по избавлению частного сектора от угольного отопления, — отмечает эколог Павел Гудовский.
С экологом согласны и жители Красноярска. Особенно те, у кого частные дома дымят под боком. Каждую зиму дышать углём –невыносимо. В социальных сетях красноярцы буквально кипят от негодования. Ведь к 2028 году по поручению президента мегаполис должен быть полностью газифицирован и это стратегическая задача федерального уровня. Однако фактическая готовность к приему газа под большим вопросом.
Надо газифицировать всего-то довольно скромную территорию. Томск с газом, Новосибирск с газом, а это всего лишь 500-800 километров от Красноярска.
Пыль на окнах не смывается до конца… Воздух может быть чище, если примут закон, обязывающий ставить газовые системы везде, и в частных домах, и на предприятиях.
Вчера улетел в Благовещенск, город меньше в разы Красноярска, а тут газ. Все белое и чистое, и нет гари никакой.
Экологи придерживаются мнения, что единственно верным шагом, способным улучшить экологию в городе миллионнике — это повсеместная газификация промышленных предприятий и ускоренный перевод частного сектора с угля на газ и электричество. Но пока мечты о чистом воздухе откладываются на неопределенный срок.



























