ФСБ задержала журналистов «Эхо Москвы» и The New Times
Сегодня в московском аэропорту "Домодедово" произошла серий задержаний российских журналистов.
Вначале сотрудники отдела пограничного контроля ФСБ задержали прибывших в Россию журналиста, гражданку Молдавии, Наталью Морарь и ее супруга, гражданина России, Илью Барабанова. Затем был задержан корреспондент радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Варфоломеев, освещавший ситуацию вокруг депортации Натальи Морарь.
В отношении Варфоломеева составляется протокол об административном нарушении. Ранее журналистам пригрозили штрафом, если они не покинут зону контроля аэропорта.
Что касается Натальи Морарь и ее супруга Ильи Барабанова, то они сейчас находятся в трансферной зоне. Их угрожают поместить в камеру предварительного заключения в аэропорту, если они не покинут трансферную зону. Адвоката к ним не пускают.
Корреспондента журнала The New Times, Наталью Морарь, которую ФСБ не хочет пускать в Россию, задержали в аэропорту "Домодедово" сегодня утром. Ее собираются вторично депортировать из России.
Журналистку заставляли вылететь в Кишинев первым же рейсом. "Но Наталья сразу же отказалась возвращаться в Кишинев, и в настоящий момент самолет, которым ее хотели депортировать, уже улетел, а следующий рейс будет только завтра", - сообщил ее супруг, журналист того же издания Илья Барабанов. Таким образом сроки депортации Натальи Морарь пока остаются неясными.
Морарь, прилетевшая в Россию в качестве жены российского гражданина, должна была на законных основаниях автоматически получить право на жительство по месту, где прописан ее муж. Но теперь и ее мужу, журналисту The New Times Илье Барабанову, предложено выйти из трансферной зоны и купить билет на рейс до Кишенева.
Накануне Барабанов был уверен, что его жену впустят в Россию. "Я исхожу из того, что закон есть закон, а здравый смысл есть здравый смысл, - сказал Барабанов в эфире радиостанции накануне. - Если в декабре они имели хоть какое-то право говорить, что ФСБ действует в рамках закона, то теперь это обсуждению не подлежит, и у меня большая надежда на то, что российские власти на нарушение закона не пойдут".
Ранее адвокат Юрий Костанов, представляющий интересы Морарь, подал заявление в Мещанский суд по факту ее недопущения в Россию. Как сообщила на минувшей неделе "Интерфаксу" Морарь, предварительные слушания по делу назначены на 17 марта. "В поданном заявлении Костанов требует признать незаконными действия и решения ФСБ по воспрепятствованию моему возвращению в Российскую Федерацию для продолжения трудовой деятельности", - отметила Морарь.
Костанов считает, что жалоба, на основании которой журналистку не пускают в Россию, подана в нарушение целого ряда статей. "Когда человека собираются выдворить из страны, все разрешения, в частности, на постоянную работу и другие, должны быть аннулированы, о чем ему должно быть передано уведомление", - указал он. Кроме того, уведомление можно обжаловать. А Морарь его даже не видела.
Также, подчеркнул он, любое решение должно быть мотивировано, а Морарь отказались что-либо мотивировать, "ссылаясь на статью 27 закона "О въезде и выезде", которая гласит, что человеку может быть отказано во въезде на территорию страны в связи с представляемой им угрозой для безопасности и здоровья граждан". "Кроме того, ей сообщили, что, по сложившейся практике, решение о применении таких санкций не объясняется", - отметил Костанов.
Напомним, Наталью Морарь в ночь на 16 декабря 2007 года задержали в московском аэропорту "Домодедово", куда она прибыла из Тель-Авива с группой российских журналистов. Сотрудники ФСБ сообщили ей, что принято решение о нежелательности ее пребывания на территории России. Утром 16 декабря Морарь была депортирована в Кишинев.
Позже Морарь получила письменное подтверждение из консульства России в Молдавии о том, что ей запрещен въезд на территорию РФ на неопределенный срок на основании пункта 1 статьи 27 закона РФ "О порядке въезда и выезда с территории Российской Федерации".
Генсек Союза журналистов России Игорь Яковенко назвал "позором для страны" историю с корреспондентом журнала "The New Times" Натальей Морарь.
"Это большой позор: большая сильная страна боится молоденькой журналистки, большие сильные спецслужбы считают, что молодая талантливая журналистка опасна для России", - заявил Яковенко.
Как считает генсек Союза журналистов, "это совершенно очевидно преследование за профессиональную деятельность человека, который еще так мало жил, что, кроме журналистики, ничем не мог заниматься".
Он отметил, что Морарь закончила МГУ, работала в легальном издании и "вся ее деятельность настолько публична, что ее можно буквально проследить по буквам".
"Мне очень стыдно за действия российских властей", - подчеркнул Яковенко.