Дилеры: разгон без ограничений
Настоящее нашествие провели дилерские сети за последний год на сибирские города и регионы. Но, как оказалось, это была лишь подготовка плацдарма для автомобильного Вавилона. В ближайшее время красноярцам предстоит «выдержать» открытие элитного салона Porsche. Появление дилеров Маserati, Ferrari и Bentley лишь вопрос времени.
Настоящее нашествие провели дилерские сети за последний год на сибирские города и регионы. Но, как оказалось, это была лишь подготовка плацдарма для автомобильного Вавилона. В ближайшее время красноярцам предстоит «выдержать» открытие элитного салона Porsche. Появление дилеров Ма_serati,_ Ferrari и Bentley лишь вопрос времени.
В скором времени перегонщики машин, и аналогичные фирмы могут остаться без работы. По подсчетам аналитиков, только на начало 2006 года в России насчитывалось 1200-1250 официальных дилеров иномарок, а число представленных автомобильных брендов приближалось к 50-ти. Только за 2007 год дилерские сети различных автобрендов увеличили свое присутствие в России на 25-30 %. Сегодня в крупных городах открываются вторые и третьи автосалоны популярнейших марок. А в областные крупные города вскоре устремятся VIP-бренды: Маserati, Ferrari, Bentley.
«Российские» иномарки теснят американцы.
Если говорить не цифрами, а языком географии, то «народные» марки – Форд, Тойота, Рено, прочно обосновались на российских просторах. Дилерские сети этих компаний за три-четыре года обошли своих прошлых соперников АвтоВАЗ по качеству, спросу и сервисному обслуживанию.
Популярная в России марка «Форд» уже представлена в Красноярске. В перспективе открытие второго дилерского центра. Они не будут конкурировать между собой, а расширят предложение на «фордовском» рынке. Им на пятки наступает другой «народный» бренд – Рено и японская «Тойота Мотор». Но это только начало. Дилерский рынок еще далек от насыщения. Уже в следующем 2009 году, по мнению аналитиков, общее число дилерских автосалонов может достигнуть пятнадцати. А если считать все автосалоны, то цифры будут исчисляться десятками. Американцы с большим интересом поглядывают на Сибирь.
Потребительский кошелек достаточно активен, хотя и мешает слабая логистическая система и отсутствие терминалов. Сегодня в городе работают дилеры «Jeep» и «Dodge», а также их «папа» - компания «Сhrysler». Представители «Сааб» и «Сеат» еще не готовы втягиваться в трудоемкую перевозку и базирования своих автомобилей в отдаленном от Европы регионе. Но по сути, Красноярск отстает от Москвы и Урала, лишь количеством автодилеров, но не представленными в России зарубежными брендами в большом смысле. Вот и представители Порше планируют открыть в ближайшее время салон в городе. В свое время дилер Альфа-Ромео заложил начало элитарному автоклассу в регионе. Как только Бентли, Феррари и другие vip-марки закрепят свои позиции в Москве, можно будет готовить площадки и в Красноярском крае. По мнению экспертов, это может произойти в ближайшие два-три года.
– Авторынок в России обогнал своими темпами даже самые лучшие прогнозы зарубежных автопроизводителей, - сообщил президент Ford Motor Company в России Хенрик Нензен. Столь же эмоционально он отзывается и о потребительском спросе. Уже второй год за машинами эконом-класса (до 20 тыс. долларов) выстраиваются очереди в автосалоны. В Красноярске даже появилась новая услуга - «торговля очередью на покупку автомобиля». И «фордовцы» лидеры в этом сегменте. На сегодня в России у них работает 133 дилерских салона. Практически, в бампер им «дышит» Тойота, следом за которой, с отставанием всего на полкорпуса идет Рено.
Японско-немецкая борьба
Решения о запуске очередного официального дилерского предствительства формируется по достаточно стандартным критериям, поясняет пресс-секретарь «Даймлер Крайслер» в России Дарья Фомина, - Ключевыми являются следующие моменты: плотность населения, экономический потенциал, общий объем продаж легковых автомобилей».
По сути, дилерской сети интересны все города с населениям не менее 500 тыс. человек и средними доходами в от 8-10 тысяч рублей. Финансовую проблему им помогают решать автокредитные системы. В то время, как спрос на недорогие и популярные иномарки стабильно возрастает, одновременно более актуальными становятся дилеры американских и европейских брендов.
Речь, конечно же, идет не о Рено или Фиат. А более представительских марках: Крайслер, Джип, Лэнд Ровер и даже Порше. В Красноярске наиболее популярна достаточно дорогая модель в конюшне Порше – кроссовер Кайен. На 15-20 % возросли продажи Дискавери от компании Лэнд Ровер. А Крайслеры хотят приобретать все больше бизнесменов. Но, честно говоря, не они формируют спрос на авторынке. Это бремя по справедливости лежит на среднем классе. И не только благодаря покупкам «Фокусов» и «Лагун».
Возросшая состоятельная прослойка населения в 2007 году плавно сменила курс от бизнес-моделей Тойота к гольф- и среднему классу немецких производителей. Сказалось и снижение качества моделей Тойоты, в чем официально признался президент «Тойота Мотор» Кацуаки Ватанабэ. Будто мы и без него это не почувствовали. А вот немецкие дилеры за счет политики «минимальной базы» смогли перетянуть долю автолюбителей. Сегодня модели BMW, Ауди и Фольцваген можно купить за 22-25 тысячи евро в минимальной базовой комплектации. Это всего на 3-4 тысячи дороже братьев по линейке из Форда и Тойоты. Правда у последних будет больше опций.
Дистрибьюторы
Особую нишу в дилерском направлении занимают дистрибьютеры. В скором времени регион столкнется с таким направлением, как холдинговые дилеры, заключившие договоры с производителями на доставку и продвижение бренда в России. Они уже прочно закрепились в Москве и Петербурге, а теперь поглядывают на Сибирь. Эти компании не служат одному бренду.
Крупные обороты позволяют таким холдингам, как Major, Ральф, «Северсталь-авто», «СОК», «Автотор» продавать сразу несколько марок. Корейского производителя SsangYong «курирует» в России генеральный импортер и официальный дистрибьютор прокремлевская компания «Северсталь-Авто». Теперь, в соответствии с обязательствами, на всей территории России, она осуществляет поставки автомобилей и запчастей. Кроме того, «Северсталь-авто» начала в 2007 году активное продвижение бренда FIAT.
Не обошлось без теплых отношений между президентами Саркози и Путиным. В соответствии с соглашениями между ОАО «Северсталь-авто» и FIAT Auto S.p.A., компания «Северсталь-авто» является официальным дистрибьютором бренда FIAT в России. Уже открылись 50 дилерских центров FIAT, по всей стране, оформленных в соответствии с корпоративными стандартами итальянской компании. Общий объем реализации автомобилей превысил 30 тысяч штук. Дистрибьюторская сеть «Ральф» эксклюзивно поставляет в Россию «Митсубиси» и корейскую «Хьюндай».
Шоу для клиента
Вряд ли стоит доказывать, что дилерские сети лучше автомобильных рынков и газетных объявлений. Плюсы очевидны. Рестайлинговые модели появляются в салонах уже через месяц-другой после Франкфуртского автосалона, 2-3 летняя гарантия избавляет от лишней головной боли, а сервисные центры дилеров без проблем меняют вышедшие из строя раньше времени датчики, аксессуары, электронику. Плюс система скидок, которая очень пригождается не гламурному водителю.
Здесь, как с одеждой – модель прошлого сезона обойдется вам дешевле, на 1-2 тысячи евро. Активное развитие в 2007 году получила и система трейд-ин в автосалонах. Логично, что развиваться ранее ей просто было не возможно, т.к. рынок новых иномарок еще молод в России. Сейчас практически все салоны обменивают подержанные модели. При чем, ваша машина может быть иной марки.
Автопроизводители не зря стараются открывать как можно больше салонов в одном городе. Шоу-рум (выставочный зал) это главный козырь любого дилера. Именно масштабы салона двигают продажами. Если Фокус не нуждается в показах и представлении, то Фиеста или С-MAX временами нужно лоббировать.
И здесь одними акциями не обойтись. Как правило, на самых видных местах в шоу-руме находятся модели, которые дилер хочет больше продать, чем покупатель хочет приобрести. Для этого нужно посадить потенциального клиента за руль в салоне, а затем вывести его на тест-драйв. И здесь большую роль играет классификация потребителей. Хороший менеджер никогда не подведет женщину к тому же C-MAX, а поможет ей сесть в «Фиесту», даст время почувствовать машину, поскольку наша прекрасная половина больше ориентирована на ощущения и кинестетику. У компании «Крайслер» традиционно основная часть покупателей мужчины. Исключением может служить винтажная модель PT Cruiser и семейный мини-вэн Voyager.
В начале февраля 2008 года в шоу-румах официальных дилерских центров появился обновленный Jeep Grand Cherokee. В 2008 модельном году, на этот автомобиль будет устанавливаться бензиновый двигатель объемом V8 4.7 литра. Также этот двигатель будет устанавливаться на Jeep Commander. С февраля во всех дилерских центрах появилась рестайлинговая модель Chrysler 300C.
Интересом и спросом продолжают пользоваться новинки 2007 года - Dodge Avenger и Jeep Liberty. В последние два года оборот дилеров возрос благодаря системе автокредитования. При этом, руководители дилерских сетей отмечают, что чаще всего машину в кредит берут две категории людей бизнесмены и обычные молодые люди до 27 лет. Первые обращаются к банкам из-за отсутствия свободных наличных средств, вторые влезают в долги, «заболев» определенной моделью.
Они только разгоняются…
Сегодня все эксперты сходятся во мнении, что авторынок в России будет продолжать свой рост ближайшие годы. Значит ли это, что дилерская сеть будет увеличиваться, а количество автосалонов перевалит за пятьдесят? Скорее да, чем нет. И эта цифра совсем не пугает автодилеров. Емкость рынка по мнению аналитиков, в том же Красноярске, сегодня занята лишь на 30-40%.
В город еще придут Феррари, Бентли, Мазерати. Безусловно, эти элитарии займут не более 15-20% рынка в сумме, но ударной волной будет преумножение официальных дилеров уже работающих брендов. И в первую очередь недорогих доступных марок. Представители автоконцернов в России, как и дилеры, понимают, что в крупном городе число официальных дилеров может расти без оглядки до 5-6 точек для каждой марки. И даже это не будет пределом. Скоростные ограничения для дилеров сняты. По крайней мере, на ближайшие пять лет.