«Мини»мальное доминирование
За последний год, число малолитражных машин увеличивается, благодаря женскому автоучастию. Сами производители не торопятся расширять линейку за счет мини-авто. Зато продвижением этой продукции на рынке, вместо автоконцернов занялись чиновники.
За последний год, число малолитражных машин увеличивается, благодаря женскому автоучастию. Сами производители не торопятся расширять линейку за счет мини-авто. Зато продвижением этой продукции на рынке, вместо автоконцернов занялись чиновники.
Недавно мэр Москвы Юрий Лужков вновь заговорил о стимулировании продаж малолитражных автомобилей. В это раз господин Лужков акцентировал внимание на такой льготе, как бесплатный бензин. В середине мая руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Леонид Бочин сообщил, что «Покупателям малолитражных автомобилей объемом двигателя 1,2 литра и габаритами до 3,5 метра будут бесплатно выдаваться специальные топливные карты на 26 тысяч рублей». Это и есть та самая 1000 долларов, которую обещал выплачивать мэр Лужков еще год назад. Подобная риторика уже звучала из уст чиновника год назад, но осталась не более чем рекламным ходом. По подсчетам Департамента, именно 26 тысяч утоляют годовую жажду топлива владельцев малолитражек. Для увеличения числа таких автомобилей в Москве в правительстве готовы пойти и дальше: сейчас рассматривается возможность снижения в два раза стоимости парковки для малолитражных автомобилей.
Между тем некоторые эксперты считают, что подобные меры не простимулируют покупку малолитражных машин. Или, по крайней мере, малую часть автолюбителей. Поскольку те, кто выбирает крупногабаритные машины или внедорожники, вряд ли «купятся» на премию в 1000 долларов.
Между тем люди на Интернет-форумах продолжают спорить о необходимости выбора в пользу мини-авто. И здесь можно услышать достаточно острые высказывания в адрес чиновников: «Какие еще малолитражки? Тут думаешь как бы на автомобиле класса "В" выжить на наших дорогах....лучше бы деньги в безопасность движения вкладывали, а то только на танке ездить можно...посадить бы этого руководителя в эту"машину" да и прокатить бы его по городу без мигалок и охраны....салон точно бы мокрым был...»
Действительно, выбор большой машины это забота о собственной безопасности, которая перевешивает вопрос пробок. К примеру, американцев так и не удалось пересадить на малолитражки при аналогичных стимулированиях в виде поблажек дорожного налога и иных льгот. Хотя автолюбителей по обе стороны океана можно склонить к компромиссу. И некоторые производители ищут эту выгодную нишу.
Винтажный компромисс
Прекрасным вариантом стал Chrysler PT Cruiser. На таком винтажном авто не стыдно и перед крутыми друзьями на X5 показаться. Создатели PT Cruiser сумели совместить в массовом автомобиле модный ретро-дизайн, абсолютную практичность и более чем доступную стоимость.
Согласитесь, внешне Chrysler PT Cruiser весьма необычен. Форма кузова с характерными выступающими крыльями – отсылка к американским автомобилям тридцатых-сороковых годов (помните фильм «Однажды в Америке»?). Выгнутые в плане боковины сходятся спереди, образуя скругленный передок, его перечеркивает массивный бампер. Задняя часть кузова усиливает сходство PT Cruiser с машинами уже упомянутой эпохи с их почти вертикальными стенками, не хватает только багажника-"рюкзака". Задний бампер не менее крупный, чем передний, в крыльях – изящные каплевидные фонари.
В целом PT Cruiser смотрится этаким плотно сбитым крепышом. Автомобиль примерно на 150 мм короче компактного Neon, но в то же время почти на 180 мм выше – здесь он может потягаться с иным мини-вэном. Сравнение с Neon логично, ведь PT Cruiser построен на его платформе. От платформы Neon неожиданностей ждать не приходится: передний привод, спереди Mac Pherson, сзади – «крайслеровская» интерпретация скручиваемой балки на связанных рычагах, оснащенной механизмом Уатта для восприятия поперечных нагрузок. Тормоза дисковые на всех колесах, имеется АБС и АПС (надо отметить, что это – опции). Все достаточно просто и привычно.
Эту машину сложно назвать малолитражной по техническим характеристикам. Но примкнуть к линейке мини-авто у нее есть все права. Под капотом – поперечно расположенная 2 л 140-сильная четверка с крутящим моментом 188 Нм, иного для Европы (и России) не дано. Американцам повезло чуть больше, им предлагается автомобиль с 2,4 л 150-сильным мотором. Несмотря на приличную габаритную ширину (1705 мм), в салоне PT Cruiser особого «простора в плечах» не ощущаешь (ширину задают выступающие крылья машины). Зато над головой места – полно. Для удобства пассажиров крыша имеет заметный подъем в задней части. В интерьере тоже прослеживаются черты ретро. Высокая передняя панель с симметричными возвышениями (в левом уместилась комбинация приборов, в правом – пассажирский airbag), обилие круглых шкал и вентиляционных дефлекторов, рулевое колесо с «ярко выраженной» ступицей. Не обошлось без круглых отверстий под стаканы и переносную пепельницу.
Другое дело классический мини-авто Fiat 500. Безусловно такой же стильный, как и Крайслер. Женщины просто обожают его. А объемы продаж вселяют надежду в будущее мини-авто. Отдельно стоящий автомобиль смотрится совсем крохой, большая высота и огромная база скрадываются силуэтом божьей коровки.
Однако на фоне сородичей-автомобилей Fiat 500 уже не выглядит букашкой – он почти всегда выше, а его круглые бока создают впечатление большой ширины. Салон – маленький шедевр. Маленький, потому что действительно салон у автомобиля размерами не вышел. От собственного плеча до плеча соседа три-четыре сантиметра. Двум толстякам здесь не ужиться. Интерьер ценен настроением, ощущением. Он ярок и органичен, необычен и привлекателен. От всех других салонов, представляющих собой разные нагромождения черных деталей, разбавленных серебристым пластиком, он отличается, как солнечный день от мрачной ночи.
К тому же детали великолепно подогнаны друг к другу и эта яркая панель не издала за две с половиной тысячи километров ни звука. Интерьер имеет, наверное, тысячи вариантов. Пластик на центральной панели обязательно красится в цвет кузова, и все остальные элементы строятся уже относительно выбранного цвета.
Фиатовцы благоразумно не дают сделать из автомобиля несуразицу и выбрать голубую кожу обивки сидений к оранжевому автомобилю. Но если вы темная личность или твердый приверженец традиций, то можете выбрать все детали в черном цвете, вплоть до фона спидометра. Ощущение дешевизны в салоне полностью отсутствует – здесь полноценные, а не тонкие “фанерные” дверные панели, качественный пластик, кожаный руль, великолепные сиденья с оригинальными подголовниками – 8-часовые переезды через полстраны давались без труда.
А вот задние сиденья только для детей. Крепления под детские сиденья, внушительные стойки кузова, отсутствие задних дверей и пять звездочек EuroNCAP внушают спокойствие за их безопасность. Новая 500-ка целиком дизайнерский автомобиль. Такое можно сказать, пожалуй, только про новый MINI. По части дизайна экстерьера и внутренностей эти автомобили вполне можно сопоставлять, а вот по субъективным ощущениям салон MINI очень хлипкий против интерьера 500-ки. Того и гляди что-нибудь отломается.
А вот по части динамических характеристик автомобили несопоставимы. Fiat здесь ни на что не претендует, по крайней мере с двигателем 1,2 и мощностью 69 л.с. Его задача ехать, а не зажигать. Короткие передачи помогают разгонять автомобильчик до “сотни” за приемлемые 12,9 секунды и вполне комфортно двигаться в цивилизованном городском потоке. На трассе в пределах разрешенных скоростей автомобиль также адекватен. Создается впечатление, что его специально и многократно тестировали на 130 км/ч – максималке для итальянских магистралей. Автомобиль уверенно держится на этих скоростях, не боясь ни боковых порывов ветра, ни плавных поворотов. Далее скорость набирается уже крайне медленно, на высоких оборотах движочек начинает надрываться.
На предельных для автомобиля 160 км/ч в салоне стоит гул и резко возрастает расход топлива, достигая 8 л на 100 км. Даже в городе автомобиль менее прожорлив – 6,2-6,4 л/100 км, не более. Неудобно на этом моторе оказалось преодолевать горные перевалы. Третья передача элементарно не тянет на небольшом подъеме, а на второй автомобиль двигается слишком медленно, собирая за собой очередь из горных гонщиков. С мотором 1,4 и 100 л.с. Fiat 500, вероятно, превратится в автомобиль без недостатков.
Хотя конкурировать с вертким MINI на зубодробительной подвеске он все равно не сможет – у Fiat подвеска достаточно мягкая и комфортная, крутых скоростных поворотов она не любит. При всех видимых плюсах, приходиться признать, что цена главный и очень значительный минус: от 20000 долларов.
Женщины не любят «большой размер»
Возможно, кому-то такое утверждение покажется спорным. Возможно, у кого-то соседка во дворе вечно мнет клумбы своей внедорожной резиной. Но как говорится в семье… могут быть разные машины. И большие и маленькие. Но ведь никто не поспорит, что женщины любят оптимальный размер… А в данном случае, небольшие габариты авто – то что нужно.
По сути за последние годы приоритет на рынке не сильно изменился, считает руководитель аналитического центра «Автоформ» Дмитрий Астраханцев. «Все дилеры отмечают, что основным покупателем малолитражек и просто минигабаритных машин остаются женщины. Поэтому производители стараются ориентировать модели под «женский вариант». Таким образом возникает замкнутый круг.
Спасает эту ситуацию, тот факт, что с каждым годом число автолюбительниц становится больше. Из 100 процентов женщин, получивших вчера права, 40% садится в стандартный седан, 10% на внедорожник и 50% приобретает минигабаритный автомобильчик. Но сами производители не очень торопятся расширять линейку за счет мини-авто.
В 2007-08 годах большинство автоконцернов не представляли никаких новых проектов в этом сегменте. Небольшим исключением может служить Volkswagen Fox Fresh. Но опять же, эта модель официально не представлена на российском рынке. Также Тойота планирует начать выпуск этим летом. В сентябре, на международном автосалоне во Франкфурте, Toyota представила концепт нового городского автомобиля.
Свежая "малолитражка по-японски имеет в длину чуть меньше 3 метров, и рассчитана на 4 пассажиров, трех взрослых и одного ребенка, размещенных в салоне по схеме «3+1». Водитель в новой модели будет сидеть впереди строго по центру. Справа и слева от него и чуть позади двое взрослых, ребенок - строго сзади. Новая городская «малолитражка», которая будет позиционироваться на рынке ниже самой маленькой Toyota Aygo. Но вряд ли этот малыш появится у российских официальных дилеров. Что ж будем ждать, может быть у «АвтоВАЗа» появятся интересные варианты с новым менеджером.