Автозапчасти: борьба по-корейски.
Только корейский рынок автозапчастей укрепил свои позиции в России, как борьба за выживание разгорелась с еще большей силой.
Только корейский рынок автозапчастей укрепил свои позиции в России, как борьба за выживание разгорелась с еще большей силой.
Развитие рынка запасных деталей напрямую зависит от успеха автоконцернов, подпитывающихся запчастями на всем пути эксплуатации машин. Несмотря на то, что мировые производители компонентов ориентированы на все рынки (японский, американский, европейский), азиатские запчасти стоят чуть в стороне. Это касается и корейских компонентов.
Восхождение на Олимп
Еще 10 лет назад разговоры о корейских автомобилях, равно, как и запчастях были очень похожи на сегодняшние, касаемые китайской автотематики. «Ты купил китайский сайлентблок? Не проще ли было самому его смастерить»? И далее в том же духе. Ни корейские машины, ни запчасти к ним, вообще не воспринимались серьезно. Считаться с собой корейцы заставили самыми низкими ценами и растущим качеством, оставив позади конкурентов. А уже в 2004 году модель Hyundai Sonata признается самым качественным автомобилем года. Корейцы вплотную подошли к концерну Toyota. А KIA вошла в 15 лучших автопроизводителей. И все это было бы невозможно без надежных и качественных автозапчастей. При чем не только оригинальных, но и контрактных (неоригинальных), которые чаще реализуются в рознице. Корейских производителей деталей не так уж много. Основные из них, это компании Sangsin Brake (тормозные колодки и накладки), Pyeong Hwa Valeo (сцепление), Shin Young Metal (конвейерные детали), Robert Bosch Korea (все автокомпоненты Bosch), SECO.
В начале января 2008 года корейский автоконцерн Hyundai предоставил крупный заказ двум мировым производителям автозапчастей - компании Cosma International (операционное подразделение компании Magna International Inc.), и ее партнеру по совместному бизнесу, ведущему мировому поставщику штампованных автомобильных деталей корейской компании Shin Young Metal Ind. Cosma и Shin Young Metal будут поставлять основные штампованные детали и сварные узлы для нового сборочного предприятия корпорации Hyundai в Санкт-Петербурге, которое, как ожидается, будет введено в строй в 2010 году. Для осуществления поставок Hyundai Cosma и Shin Young Metal выстроят новый завод в непосредственной близости от сборочного предприятия Hyundai. А это означает, что оригинальные запчасти со временем могут уходить не только на конвейер, но и в розницу. Что снизит стоимость оригинала в России.
Стабильному развитию и росту качества запчастей также способствуют продажи «корейцев» в России. До китайского «нашествия» ежегодный рост продаж корейских авто составлял около 50%. Даже после появления конкурентов из Поднебесной и сокращения роста в 2006 году, суммарные продажи остаются на очень высоком уровне. Общее число машин продолжает расти. Значительная, и, пожалуй, главная заслуга принадлежит бюджетным моделям: Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos. Именно они сделали корейские машины «народными».
Бюджетная линейка
И все-таки, пока рынок корейских автозапчастей еще формируется. Он подтвердил свое качество и теперь должен стать доступным и востребованным у рядового автолюбителя. Некоторое участие в нем начинают принимать и российские производители. Например, компания Dafmi (г. Днепропетровск) производит тормозные колодки для АВТОЗАЗ-Daewoo, туда же поставляются тормозные диски и детали подвески российского производства. Некоторые отечественные предприятия освоили производство воздушных, топливных, масляных и салонных фильтров для корейских автомобилей и уже успешно конкурируют с корейскими производителями. Большинство корейских автозапчастей находятся в том же ценовом сегменте, что и продукция ВАЗа. Кроме того, в последнее время традиционные поставщики «ВАЗовских» магазинов начали активно предлагать запчасти для корейских авто, что существенно облегчает магазинам вход в данный сегмент.
Автолюбители, эксплуатирующие наименее распространенных «корейцев», зачастую сталкиваются с дефицитом отдельных групп запчастей в магазинах, поэтому многие из них предпочитают приобретать запчасти в специализированных компаниях. А вот на наиболее массовые модели - Nexia, Lanos, Matiz, Hyundai Accent, Porter, Kia Rio, потребители могут приобрести запчасти в розничной сети без какого либо ожидания. Какова же ситуация на сегодняшний день? Большая часть автодеталей реализуется через розничную сеть. Этот сегмент занимает 50%. На долю автосерисов и различных оптовых компаний приходится порядка 25%. В магазины поступают, как оригинальные, так и не оригинальные компонентов.
Больше всего корейский «неоригинал» распространен среди самых изнашиваемых запчастей: ремни, фильтры, тормозные колодки. «Неоригинал» уже занял 40-50% этой линейки и вряд ли отдаст. Такие детали значительно дешевле оригиналов и имеют неплохое качество. Единственной проблемой остается нестабильность этого качества. То есть, если вы взяли ремень и он вам отслужил верой и правдой, то следующий может предать вас через пару недель. Даже если вы покупали их в одном и том же магазине. Это не означает, что выбор розничной сети не важен. От того, как магазин выбирает своего оптовика, зависит и качество его продукции.
Оптовые фирмы-однодневки имеют в партии больше бракованных деталей, чем стабильный поставщик. Поэтому получить информацию о закупщиках рядовому владельцу «корейца» было бы не лишним. Неплохо зарекомендовали себя такие оптовики, как ООО «Дождь», ТД «Мера», Exist.ru. Среди производителей неплохо показала себя компания «Genuine».
Оригинал для лидера
Если говорить об оригинальных автозапчастях, то они имеют очень хорошее, а главное, гарантированное качество. Продаются они довольно хорошо, главным образом потому что, многие владельцы корейских машин «ездят» на гарантийном сервисе. А в автосервисе замена деталей «гарантийных» машин делается в основном оригинальными компонентами. В целом требования к запчастям для корейских машин не очень отличаются от требований для российских авто. Это связано с простотой, как самой конструкции бюджетных корейцев, так и легкостью ремонта, сборки, разборки, доступа к основным узлам. За последние годы цены на запчасти, как оригинальные, так и контрактные заметно снизились. Зато поднялось качество товара. Это связано с ростом корейского автопарка в России. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, объем продаж иностранных автомобилей (включая местное производство) и легкого коммерческого транспорта в России за 2007 год составил более 1,6 млн штук. Продажи иностранных автомобильных марок увеличились на 61% (на 626 001 штуку) в 2007 году и на 50% – в декабре 2007 года. Лидером 2007 года по продажам новых автомобилей стала компания Chevrolet. Прошлогоднее отставание от Ford в 4 527 автомобилей обернулось преимуществом в 14 760 штук. Самыми популярными моделями стали Chevrolet Lanos (57 902 штуки). Таким образом корейцы продолжают лидировать, тем самым увеличивая объемы продаж автозапчастей.
В последние годы все больше машин из Кореи уходит с сервисной гарантии. Владельцы стараются продать такие машины, избаловав себя сервисом и «нулевым» вариантом авто. Та же доля автолюбителей, которые готовы купить Lanos или Nexia в подержанном состоянии, все еще превышает более обеспеченных граждан, идущих в автосалон за новой машиной. Купив 2-3 годовалую «корейку», владелец, как правило, приобретает запчасти исключительно в рознице. За последние два года конкуренция в магазинах за корейские детали значительно возросла. Уже открываются специализированные магазины, и обостряется борьба за клиента. Немало масла в огонь подлили китайцы.
Китайская атака
Даже вспоминая стремительное развитие корейского авторынка и качества автозапчастей, приходится признать, что китайское автонаправление эволюционирует значительно быстрее. Пока еще не ощущается сильной конкуренции, как в автопродажах, так и компонентах, но лавинообразная динамика на лицо. То есть остановить этот процесс уже не возможно. Подтверждением тому служит растущее качество китайских автозапчастей. Это признают, дилеры и оптовики. Для потребителя эта конкуренция может быть опасна поведением розничной торговли. Так как сам по себе рынок корейских запчастей малоемкий, то магазины объединят продажи отечественных, корейских и китайских запчастей. Выделив тем самым единый сегмент.
Дилеры вскоре будут вынуждены уделять больше внимание китайскому направлению, как активно развивающемуся и самому перспективному. Это может вызвать ущерб качеству корейской продукции. Поскольку доля продаж корейских авто упала, относительно их собственных показателей прошлого года, то эксперты предсказывают возможное прекращение роста этого рынка.
Наиболее надежным поставщиком деталей для владельцев корейских машин останутся специализированные магазины и сети. Положительную роль могут сыграть филиалы Интернет-магазинов, которые будут расти, и предлагать гарантировано качественную продукцию и доступные цены. В первую очередь именно филиалы, поскольку у федеральных сетевиков уже хорошо налажены поставки и контроль качества корейских автозапчастей.