На Урале создан уникальный летательный аппарат
Уральские авиаконструкторы запустят в воздух гибрид самолета и дирижабля.
Уникальный летательный аппарат, разработанный уральскими учеными, значительно сократит расходы на реализацию мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный" и другие крупные проекты освоения ресурсов России, а также ускорит их реализацию, пишут "Известия".
Летательный аппарат, получивший имя "БАРС" (безаэродромный с аэростатической разгрузкой самолет) представляет собой гибрид самолета и дирижабля. Гелий закачивается в тороидальную жесткую оболочку, вертикальную тягу обеспечивает мощный двигатель внутри тора - "бублика", а крейсерскую скорость до 300 км/ч - маршевые двигатели.
"Мы рассчитали параметры БАРСа грузоподъемностью 500 тонн, способного перевозить на подвеске целую буровую вышку с оборудованием, - сказал главный координатор программы, доктор технических наук Александр Лапкин. - Около 80% подъемной силы в нем обеспечивает гелий, остальное - за счет аэродинамики. Аппарату, в отличие от дирижаблей, не нужны мощные причальные мачты и огромные ангары, его полеты не зависят от ветра. Для БАРСа также не нужна никакая аэродромная инфраструктура, - расходы на нее у авиакомпаний доходят до 70% всех затрат".
По оценке авторов проекта, стоимость перевозки пассажиров и груза БАРСом в 8-10 раз ниже, чем самолетом, в 15-20 раз дешевле вертолета, в 6-8 раз ниже автомобильного, в 3-5 раз - железнодорожного, и в 1,5 раза - водного. Для проектирования и постройки пробной партии аппаратов грузоподъемностью от 20 до 500 тонн требуются инвестиции в размере $1 млн. на одну тонну грузоподъемности, серийные аппараты будут обходиться примерно в 10 раз дешевле опытных. О намерении приобрести аппарат уже заявили главы ряда крупных российских компаний, к нему проявили интерес также во Франции. Заинтересованность в поставках электронных компонентов для "гибрида" выразило екатеринбургское ФГУП "НПО Автоматики", оснащающее своей электроникой ракетоносители и стартовые комплексы "Союз-2".